Установление психологического контакта в коллективе

Существует множество способов начать беседу, но, как й в шахматах, практика выработала ряд правильных дебютов. Их можно свести к следующим приемам: Приемы снятия напряженности позволяют установить тесный контакт с подчиненными, если в их адрес говорят теплые слова, приятные фразы (комплименты) личного характера. Шутка, которая вызовет улыбку или смех присутствующих, также во многом способствует разрядке первоначальной напряженности и созданию дружеской обстановки для беседы. Прием основан на привлечении юмора в качестве средства завоевания внимания аудитории или собеседника. Юмор, т. е. беззлобно-насмешливое отношение к кому-либо или чему-либо — явление социально-психологическое, присущее в той или иной мере всем людям, независимо от национальности, возраста и занимаемого положения. Смех вызывается шуткой, анекдотом, приятной неожиданностью, несоответствием между ожиданием и реальностью, игрой слов, разгадыванием загадок, изображением лиц, попавших впросак и т. п.

Юмор может быть эффективно использован, когда между сторонами существуют теплые взаимоотношения, и в ситуации, когда слушатели настроены негативно, не проявляют интереса к теме беседы. Руководитель, умело используя юмор, может снимать напряжение, когда он сам либо его подчиненные попадают в затруднительное положение и испытывают тревогу, стресс, неудовлетворенность. Удачная шутка поможет вызвать приятные эмоции, симпатию, заинтересованность, положительное восприятие последующей информации. Даже плохие вести, которых в последнее время становится все больше, можно подавать с юмором.

В то же время юмор с подчиненными следует использовать осмотрительно, не потешаться без нужды, чтобы шутка не вызвала недовольство. К тому же есть люди с неразвитым чувством юмора, излишне самолюбивые, рассматривающие любую шутку как покушение на собственное достоинство. Утрата чувства юмора свидетельствует о нарушении психологического равновесия.

Прием сдерживания. Этот способ установления контакта заключается в уподоблении эмоционального состояния руководителя состоянию подчиненного, в демонстрации участливого отношения к переживаниям, а также повышенного внимания к потребностям, успехам и неудачам подчиненных и выражении готовности оказать помощь в достижении целей и преодолении препятствий. Прием основан на механизме эмпатии, т. е. постижении эмоциональных состояний другого человека, сочувствии ему и отождествлении с ним, способности поставить себя на его место. Сопереживание проявляется в форме сочувствия, сострадания, жалости, сожаления, солидарности, самопожертвования и траура.

Что обычно достойно сочувствия и сострадания? Это горе и мучения, все беды, пришедшие неожиданно, смерть и болезни близких родственников, разлука, измена, потеря имущества, неудачи в работе, незаслуженные обвинения и наказания.

Сочувствие выражается, как правило, словами: «Я вам сочувствую», «Мне жаль, что так случилось», «Я вас понимаю». Далее следуют утешения типа: «Успокойтесь!», «Неволнуйтесь!», «Неогорчайтесь!», «Забудьте!», «Возьмите себя в руки!», «Не принимайте это близко к сердцу!», «Все будет хорошо», «Вы не виноваты» и т. п.