Установление психологического контакта в коллективе

С психологической точки зрения социальная стереотипизация представляет собой процесс приписывания сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности без достаточного осознания различия между ними. Существуют такие стереотипы, как внешность воспринимаемого человека, профессиональные, половозрастные, этнические и др. Действие стереотипа проявляется при ответе на вопрос: какие особенности у человека, если:

— он имеет маленькие глаза, то хитрый: тонкие губы — язвительный, злой; полные губы — добрый, сексуальный; тяжелый подбородок — волевой; полный — добрый; худой — злой; непокорные волосы — непокорный характер; малый рост — властный (стереотипы внешности);

— продавец, милиционер, учитель, начальник (стереотипы профессиональные);

— немец, француз, татарин, кавказец, украинец, еврей, американец и т. д. (национальные);

— молодой человек, пожилой человек, женщина или мужчина (половозрастные).

И последующий ответ: «Да все они... такие-то и такие», будет в большинстве случаев ошибочным, поскольку каждый человек имеет свои неповторимые индивидуально-психологические особенности. Стереотипизация личности другого человека особенно сильно проявляется у руководителей с либеральным и авторитарным стилем руководства.

Беседа (переговоры) занимает также важное место в системе деловых контактов руководителя организации с руководителями (представителями) других организаций (вышестоящих, нижестоящих и равноправных партнеров).

Немаловажное значение для повышения эффективности любой деловой беседы имеет информация, полученная о подчиненном, кандидате на должность или представителе другой организации, а также характеристики самой этой организации. Такую информацию руководителю предоставляют работники кадровой службы (личный листок по учету кадров, автобиография, характеристика, трудовая книжка), психологической службы (результаты психологического обследования личности согласно профессиональным требованиям к конкретному рабочему месту с использованием профессиограмм; информационной службы.

Для принятия обоснованных решений руководителю необходима точная и своевременная информация, касающаяся всего многообразия данных о персонале. Устаревшая система хранения и обработки информации по кадрам в «досье», «с помощью карандаша и бумаги» более не соответствует сегодняшним потребностям управления персоналом, прогнозирования потребностей и планирования кадровой политики.