Установление психологического контакта в коллективе

Динамичность, гибкость поведения руководителя состоит в том, что он легко переключается с одной темы на другую, если того требует ход собеседования, умеет выходить из создавшегося тупика в общении.

Для руководителя важны также эмоциональная (оценочная) сдержанностью терпимость (умение выслушать, понять, успокоить). Он должен быть готовым практически к любому поведению подчиненного, его личностному своеобразию, предельно сдержан в своих реакциях на возможные его «срывы». При таких установках проще сохранить стабильность собственного поведения и оценок другой личности.

Беседа является также методом изучения личности подчиненного в процессе совместной деятельности, для их проведения руководителю целесообразно составить график. Беседа может стать эффективным средством повышения квалификации подчиненных, но для этого руководитель должен знать перспективы дальнейшего продвижения по службе каждого работника, какую конкретную помощь он может ему оказать.

Беседа (собеседование) важна и при приеме на работу. Уже по тому, как человек входит в помещение, как обращается с вопросами, как ожидает приема, можно судить о его общительности, самообладании, решительности, осторожности и других характеристиках личности. При этом всегда надо иметь в виду естественность или наигранность, демонстративность поведения.

Правильное проведение беседы (собеседования) в сочетании с другими психологическими методами подбора персонала обеспечивает эффективность прогнозирования степени успешности претендента в той или иной должности. Обязательность применения других психологических методов в подборе кадров обусловливается тем, что здесь возможны следующие ошибки:

1. «Проекция», в результате которой оцениваемому приписываются чувства и мысли оценивающего.

2. «Эхо»    — перенесение успеха претендента в какой-либо области на другую сферу деятельности.

3. «Атрибуция» — подсознательное приписывание собеседнику способностей и черт, которые руководитель подметил у другого человека, напоминающего ему того, с кем он говорит.

4. «Вера в первый взгляд», т. е. в то, что первое впечатление — самое верное. Вместе с тем исследования показывают, что оно часто бывает ошибочным, поскольку опирается на подсознательные ожидания руководителя, а не на моментальное проникновение в характер человека, с которым он ведет беседу.

Важное место в успешном выполнении должностной роли каждым руководителем занимает объективность восприятия и понимания человека в процессе общения. Процесс познания человека человеком включает в себя две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание того, как ты воспринимаешься собеседником). Идентификации близко явление эмпатии — стремления эмоционального отклика на проблемы окружающих.

На точность восприятия и познания личности другого человека в условиях дефицита информации оказывают влияние:

— эффект «ореола» (мнение человека) — общее благоприятное впечатление приводит к положительным оценкам неизвестных качеств личности, и наоборот; общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию отрицательных оценок;

— установка — малоосознаваемая готовность к избирательному процессу познания, подчеркивающая какие-либо особенности личности, сформированная у руководителя на собеседника; может привести к созданию «психологического портрета» собеседника, далекого от оригинала;

— социальные стереотипы — упрощенные схематизированные, характерные для сферы обыденного сознания представления о каком-либо социальном объекте (группе, конкретном человеке, общности).