Культура общения руководителя

Общение руководителя в соответствии с общим стилем управления может быть авторитарным (с предпочтением единоличных решений), демократическим (ориентированным на группу), либеральным (подчиненным случайностям).

Общение руководителя с группой или отдельными ее представителями, как правило, проходит ряд стадий (этапов):

1. Подготовка, планирование, определение места и времени, установка на определенный результат.

2. Вхождение в контакт с партнером. Здесь важную роль играют самонастройка, способность понять состояние и настроение партнера, наличие возможности сориентироваться самому и своему партнеру. Важно так же расположить к себе партнера и обеспечить равное, спокойное начало. Этот период должен закончиться установлением психологического контакта.

3. Концентрация внимания по конкретной проблеме и разработка темы.

4. Мотивационный этап: проведение зондажа для понимания мотивов и интересов собеседника.

5. Поддержание внимания, борьба с отвлечением. При этом к приемам поддержания внимания необходимо возвращаться неоднократно.

6. Стадия аргументации и убеждения в случае, если есть расхождения во мнениях.

7. Стадия фиксации результатов.

Если тема исчерпана или партнер проявляет беспокойство, то необходимо завершить общение. Это критический момент в очищении, который может стать на какое-то время перерывом в общении, поэтому должна предусматриваться перспектива продолжения взаимодействия. Такой перерыв может завершаться доброжелательными репликами, рукопожатием. Но может наступить и разрыв отношений, т. е. конец контактов. Разрыв всегда плох, так как пресекает возможность дальнейшего сотрудничества.

Процесс общения всегда активен с обеих сторон, поэтому руководитель должен не только уметь говорить, приказывать, убеждать, по и уметь слушать. Процесс эффективного слушания требует концентрации внимания, выделения смысла и логической переработки воспринятой информации, ее перевода в долговременную память. Есть также ряд внешних приемов, которые повышают эффективность слушания. Если сотрудник пришел по деловым или личным вопросам, то руководитель должен занять позу активного внимания. Для этого ему следует повернуться лицом и корпусом к собеседнику, установив таким образом контакт. Принимая посетителя в рабочем кабинете, целесообразно поручить секретарю отвечать на телефонные звонки, выключить телевизор и т. п. Беседуя в шумном месте, например в цехе, в коридоре, надо отойти в сторону, в тихое место, а еще лучше — пригласить человека в свой кабинет. Надо настраивать себя на «волну заинтересованности», причем так, чтобы собеседник это видел. Слушая, надо уметь быстро выделять главное в речи говорящего и мысленно сопоставлять полученную информацию с собственными сведениями. Слушая собеседника, руководитель может поддерживать разговор краткими репликами. Исследования показывают, что реплики, позы, жесты, мимика, выражающие внимание, вызывают у собеседника желание высказаться, продолжать общение. Если тоне руководителя сквозят ирония, раздражение, враждебность, то подобные ремарки будут восприниматься собеседником совершенно иначе и могут привести не к взаимопониманию, а к прекращению разговора и даже к конфликту. Свое речевое воздействие, слушание и даже молчание в процессе беседы руководитель должен научиться делать максимально информативным.

Руководитель должен сам придерживаться и следить за тем, чтобы его сотрудники придерживались правил культуры труда. Посетители не должны часами ждать приема под дверями служебных кабинетов. Неопрятность в служебных помещениях, отсутствие расписания часов приема по служебным и личным вопросам — все это проявление низкой культуры общения с людьми.

Формированию указанных правил культуры общения руководителя с людьми будут способствовать проведение специальных занятий по психологическому тренингу как составной части системы профессиональной подготовки руководителей различных уровней управления.