Культура общения руководителя

Обычно на вопрос: «Умеете ли Вы общаться?» каждый отвечает утвердительно. Большинство людей думают, что для этого не нужны какие-то специальные умения. Однако практика показывает, что эффективно общаться умеют далеко не все люди, более того — далеко не все руководители. Опросы показывают, что 73% американских. 60% английских и 86% японских менеджеров считают неумение эффективно общаться главным препятствием на пути достижения целей их организации. В нашей общественной практике управления дела обстоят не лучшим образом. Поэтому в настоящее время организована специальная система подготовки руководителей (менеджеров), включающая и обучение культуре общения. В промышленно развитых странах ни один руководитель не может занять свою должность, не пройдя курсов обучения менеджменту.

Общение руководителя — это процесс передачи и получения информации, за счет чего происходит воздействие на поступки и состояние членов коллектива. Поэтому уровень овладения общением важен для правильного построения отношений и взаимодействий руководителя с группой и каждым из ее членов.

Руководитель должен владеть такими основными функциями общения:

— информационной (передача и получение информации);

— познавательной (активный поиск сведений, умение их добывать);

— управляющей (умение воздействовать на людей);

— развивающей (педагогический аспект влияния на подчиненных в плане воспитания в них желаемых профессиональных и личностных аспектов);

— эмоциональной (обмен эмоциями, передача психических состояний).

Руководитель использует вербальные (от лат. verbalis — устный, словесный) и невербальные средства общения. Уровень развития, культура речи — это не только показатели общей интеллектуальной культуры руководителя, но и средство поддержания своего авторитета. Речь в ее устной и письменной формах используется руководителем как основной канал передачи сотрудникам семантической стороны информации, содержания целей, задач и способов деятельности.

Владение невербальными средствами — интонацией и пантомимикой — играет также важную роль в передаче информации. Руководитель может доверчиво приблизиться к человеку или холодно отстраниться от него, выражая свое отношение. Поза, характер рукопожатия и другие движения входят в определенный ритуал культуры поведения, принятые нормы, которые могут быть различны в разных культурах. Например, в европейской культуре общения принята дистанция между собеседниками около 70 см, тогда как в латиноамериканских странах — около 40 см. В европейской традиции не принято хватать собеседника руками, хлопать его по плечу, поскольку такого партнера сочтут развязным нахалом. В настоящее время в манере поведения менеджеров доминируют именно европейские стандарты контактов в общении. Очень информативно выражение глаз человека, позволяющее нам определить состояние, а зачастую и характер собеседника, его отношение к вам. Выражение глаз может быть добрым, холодным, лучистым, хитрым, злым, колючим и неприветливым. Оно как бы настраивает собеседника на определенный лад — доверительный, настороженный, агрессивный. Обращает на себя внимание и улыбка человека, особенно, если она приветливая, а не злая и натянутая. Дейл Карнеги в качестве первой заповеди хорошего общения провозглашает: если хотите понравиться человеку — улыбайтесь, учитесь улыбаться.