Культура общения руководителя

1. Функционально-ролевое общение. Оно осуществляется на уровне социальных ролей партнеров (начальник и подчиненный, ученик и учитель). Здесь существуют определенные статусные роли и ожидания.

2. Межличностное общение, которое строится на эмоциональной основе, выражает позитивные или негативные отношения между партнерами (доверие, недоверие, уважение, неуважение и т. п.).

3. Деловое общение — это вид межличностного общения, направленный на достижение по договоренности какой-то конкретной цели. В этом общении в основном затрагиваются не ролевые интересы, а интересы самого индивида. В деловом общении руководителя есть свои особенности. При любой цели всегда ставятся определенные задачи:

— оценить человека с деловой точки зрения;

— получить или передать деловую информацию;

— воздействовать на мотивы и решения партнера.

В конечном счете в любой деловой беседе важно наличие конкретных договоренностей, воспринимаемых собеседником не как навязанные руководителем, а как результат собственных убеждений. Оценить сотрудника с деловой точки зрения — это уяснить, сможет ли он выполнить поручаемую ему работу, кто он, каковы его отношения с другими членами рабочей группы.

Переходя к конкретике, надо объяснить сотруднику задачи, проконтролировать понимание, оценить его способность прогнозировать результат, раскрыть его мотивацию и возможные противоречивые тенденции деятельности, способности к более сложной работе с большим уровнем ответственности и самостоятельности.

В любой беседе надо иметь в виду три аспекта: деловой, личный и динамику развития общения.

Направленность субъекта общения может быть разной:

— потребность в собеседнике, озабоченность собой (податливый стиль);

— потребность в достижении успеха путем контроля над другими (агрессивный стиль);

— сохранение эмоциональной дистанции, независимости, уединенности (отрицательный стиль);

— сотрудничество;

— компромисс;

— соперничество;

— приспособление (конформизм);

— избегание (чего-то нежелательного).