Совершенствование стиля руководства

Подход с позиций личных качеств предполагает, что лучшие руководители обладают определенным набором общих для всех личных качеств. К ним относят: уровень интеллекта и знаний, надежность, ответственность, активность, инициативность, честность, уверенность в себе, впечатляющая внешность и т.д. Такие качества, с одной стороны, предопределяются психофизиологическими данными человека, а с другой - формируются в процессе обучения и воспитания. Сложность такого подхода в том, что: во-первых, существует несколько сотен качеств, присущих личности, и выявить, какие из них и в какой мере проявились в управленческой ситуации, довольно тяжело; во-вторых, даже выявив совокупность таких качеств мы видим, что довольно часто не субъективный фактор определяет эффективность деятельности.

Следовательно, наличие личных качеств - это одно дело, и совсем другое - какие из них и как проявятся в различных управленческих ситуациях. Личностные качества руководителя раскрывают лишь один аспект стиля управленческой деятельности. Сегодня ученые не оставляют без внимания данный подход. Так, в современных условиях идеальная модель современного руководителя включает ряд обязательных качеств. Среди них: гуманное, дружеское отношение к подчиненным, но не панибратство; самоутверждение благодаря личным результатам в труде; способность управлять возникающими ситуациями, в том числе экстремальными; получение удовлетворения от управленческой деятельности; ориентированность на человека при решении профессиональных задач и т.д.

Обязательным критерием в кадровой работе является наличие и степень развитости установленных качеств личности руководителя. Подход с позиций личных качеств оправдан тем, что подчеркивает наличие субъекта в управленческой деятельности, хотя не следует забывать о других элементах управленческой деятельности.

Поведенческий подход отмечает, что стиль управления зависит не столько от личностных качеств, сколько от манеры поведения руководителя по отношению к подчиненным. Стили руководства в зависимости от степени делегирования своих полномочий подчиненным подразделяются на авторитарный, демократический и либеральный. Ориентация руководителя на выполнение задач или на человека, забота о человеческих отношениях - все это стиль управления. Поведенческий подход наиболее распространен, поэтому остановимся на нем подробнее.

Руководитель, обладающий авторитарным (директивным) стилем управления в основном полагается на собственные силы, возможности и психологические качества, он стремится к единоличному-руководству, как правило, игнорирует инициативу и творчество подчиненных. Авторитаризм - это не синоним единоначалия, ибо последний является одним из важных принципов управления и необходимым условием высокоорганизованной профессиональной деятельности.

Гипертрофированность единоначалия приводит к авторитарному стилю, основными средствами управления которого выступают только приказ, жесткая директивность и регламентация. Если при этом руководитель, ориентируясь на социально значимые цели и задачи, исходит только из нормативных требований руководящих документов, приказов и т.п., то его стиль можно характеризовать как жесткий, административно-авторитарный.

Суть авторитарного управления - в сосредоточении властных полномочий в руках отдельного человека или группы лиц. Причем властью он (они) наделяется, как правило, иерархически более высокими структурами и подотчетен перед ними. Результаты управленческой деятельности такого руководителя достаточно высокие, но не долгосрочные, так как поведение подчиненных жестко ограничено огромным количеством правил, инструкций, причем некоторые из них могут противоречить здравому смыслу. Угроза наказания вызывает у подчиненных чувство страха и приводит к постоянному напряжению. Вследствие этого эффективность их деятельности снижается, что вызывает раздражение у руководителя и соответствующие санкции с его стороны.