Совершенствование стиля руководства

Либеральный (нейтральный) стиль управленческой деятельности характеризуется широкой степенью делегирования управленческих полномочий коллективу. Для такого руководителя характерны отсутствие размаха в деятельности, безынициативность, стремление уйти от ответственности вообще и особенно при неблагоприятных условиях. Он непоследователен в действиях, смиряется с обстоятельствами, под давлением отменяет свои решения. Он не активен и старается не вмешиваться в дела других. Во взаимоотношениях как по горизонтали, так и по вертикали отличается пассивностью. Он постоянно ожидает указаний сверху и не активен во взаимодействии с подчиненными. Стремясь завоевать авторитет, руководитель может предоставить подчиненным различные льготы, выплачивать незаслуженные премии, легко раздавать обещания, хотя не всегда их способен выполнить. При нежелании подчиненных исполнять его указания сам делает эту работу, уходя от конфликта.

Такой руководитель не способен на решительные и самостоятельные действия, слабоват в организации службы и либерален во взаимоотношениях. У либерального руководителя отсутствует стройная эффективная система в управленческой деятельности - она анархична. Результаты управленческой деятельности не отвечают потребностям подчиненных и интересам дела. Такой руководитель осторожен, не уверен в себе и занимаемом положении.

В рамках поведенческого подхода стиль управленческой деятельности анализируется в зависимости от ориентации руководителя на задачу или на человека. Руководитель, сосредоточенный на задаче, заботится о ее выполнении и поощрении за высокие результаты. Такой технократический подход к роли человека сводит его к положению "винтика", и человеческие ресурсы при этом полностью не раскрываются, а следовательно, эффективность труда не высока. Руководитель, сосредоточенный на человеке, ставит во главу угла межличностные отношения. Он делает упор на взаимопомощь, избегает мелочной опеки, при принятии решений подчиненные максимально участвуют в его выработке. Такой руководитель постоянно изучает нужды, запросы, настроения подчиненных, помогает им решать проблемы. Встречаются начальники, которые одновременно ориентированы и на работу и на человека. Это еще один аспект проблемы стиля управленческой деятельности и его оптимальности в современных условиях.

Другой аспект стиля, анализируемый с позиций поведенческого подхода, - это его двухмерная или многомерная трактовка. Он рассматривает взаимозависимость ориентаций на задачу или на человека и удовлетворенность подчиненных результатами труда. В первом случае речь идет о планировании и организации работы руководителем (составление графика работ, определение персональных заданий и порядка его выполнения, распределение ролей и собственное беспокойство), с одной стороны, а с другой - внимание к подчиненным (построение взаимоотношений с подчиненными, в основе которых лежит доверие и уважение, возможность участия в принятии решения).

Дальнейшее развитие двухмерной модели привело к созданию многомерной модели, названной "управленческой решеткой", где ранжируются позиции "забота о человеке" и "забота о задаче". Оптимальным считается групповое управление людьми, объединенными в команду, где благодаря вниманию к людям они осознают задачи как собственные и достижение личных интересов непосредственно связывают с решением общей задачи. Таковы аспекты стиля управленческой деятельности, в основу анализа которого положено поведение руководителя.

Стили, рассмотренные с позиций личных качеств и поведения руководителя, имеют общую основу, а именно - субъекта деятельности. Объяснением субъектных подходов может служить действовавшая многие десятилетия командно-административная система, основанная на культе личности и заинтересованная в том, чтобы человек был "винтиком" в ней, а для управления "винтиками" предпочтителен авторитарный стиль. Он с достаточно высокой эффективностью был использован для восстановления в короткие сроки народного хозяйства в нашей стране, разрушенного в ходе двух войн. Объяснением могут служить и исторические корни управленческой системы, произрастающие из строго централизованной системы управления Российской империи. Тысячелетняя история сформировала соответствующий российский менталитет. Личные качества человека как результат идеологической работы всегда занимали ведущую позицию при подборе руководителей. При этом у советских руководителей была заметна тенденция ориентирования как на работу, так и на человека, а делегирование полномочий осуществлялось через работу разнообразных общественных органов.