Роль и место социально-психологической службы

Таким образом, особенностью иерархически организованных систем является подчиненность нижележащих уровней расположенным выше, цели которых определяют функционирование всей системы в целом. Это хорошо заметно в управлении вузом, где от деятельности администрации, находящейся на вершине этой системы управления, во многом зависят эффективность и качество всего процесса обучения и воспитания. Именно в административном блоке управления формируются стратегические цели, которые детализируются в виде тактических целей на уровне организационного блока и превращаются затем в оперативные цели учебного блока. Чем ближе к учебной деятельности студентов (курсантов) расположены уровни системы управления, тем непосредственней они связаны с учебной деятельностью, и. напротив, чем выше расположены они в системе управления, тем большая доля в них административного труда.

Аналогичным образом построено управление и внутри отдельных блоков (административного, организационного и учебного). И здесь более высокие уровни выполняют интегрирующую функцию, задают определяющие цели.

В административном блоке решающую роль играет ректор, в организационном — деканаты, в учебном — учебные группы, от характера межличностных отношений и «психологического климата» в которых зависят успешность деятельности отдельных студентов, их психологические состояния, физическое здоровье.

Подготовка студентов (курсантов) к совместной деятельности. развитие у них качеств личности и интеллекта. обеспечивающих психологическую совместимость. формирование установки на коллективную деятельность в будущей профессии, развитие навыков и умений, необходимых для координации своих действий с действиями других людей, углубление знаний о социально-психологических явлениях — все это выступает как новая и важная функция вузов при подготовке специалистов высокого уровня.

Реализовать эту функцию высшая школа сможет, если воспитание необходимых будущему специалисту свойств личности, интеллекта станет конечной целью системы управления. Только, став стратегической целью управления вузами, она повлияет на тактические и оперативные цели управления вузом на всех его уровнях (административном, организационном, учебном). Вот почему разработка модельных характеристик специалистов в целом приобрела в настоящее время большое значение. В этой разработке традиционно СПС принимает активное участие. Например, психологическая модель специалиста: практический психолог — юрист системы ОВД. Модель специалиста должна включать в себя все основные характеристики: каким должен быть специалист высшей квалификации по данной специальности, что он должен знать и уметь. При этом особое внимание следует обратить на такие качества, которые будут нужны специалисту завтрашнего дня (с учетом тенденций развития каждой конкретной специальности): на развитие самостоятельности. качеств творческой личности, системного мышления. общественной активности и т. д.

Отдельные квалификационные характеристики, связанные между собой в целости модели специалиста, выступают в качестве эталонных, к которым последовательно. от курса к курсу, должны приближаться реальные качества и возможности студентов (курсантов). Чем ближе к окончанию вуза находится студент (курсант), тем ближе к модельным должны быть его личностные качества, знания, умения, навыки. Таким образом, модель специалиста должна носить динамический характер (смена квалификационных характеристик и связей между ними, систематическая коррекция модели в связи с прогрессом общества и изменениями в структуре реальной деятельности).

Указанная модель специалиста, практического психолога-юриста, в системе ОВД состоит из четырех уровней. Каждый из них включает в себя нижележащие в качестве подчиненных подсистем: чем выше уровень, тем больше подсистем и элементов в него входит и тем более интегрированы его функции.

Первый (самый высокий) —уровень отношений. На этом уровне задача высшей школы состоит в формировании знаний и умений, необходимых психологу-юристу для понимания других людей, совместной работы с ними, самоуправления отношениями с товарищами по учебе и труду. Необходимо    обеспечить переход знаний в технику' управления своими отношениями с другими людьми.

Второй —уровень поведения. СПС с помощью научно обоснованных психодиагностических методов должна дать каждому студенту (курсанту) информацию об особенностях своей личности, научить ею пользоваться в целях самоорганизации и самоконтроля своего поведения. понимать свои сильные и слабые стороны и учитывать их как в отношениях с другими людьми, так и в управлении своей деятельностью, дать представление о профессионально важных качествах личности сотрудника ОВД. проследить ход становления, развития и проявления этих качеств в профессиональной деятельности.

Третий — уровень деятельности. Исследованию подлежит структура профессиональной деятельности практического психолога и сотрудника ОВД. а также ведущая в ней учебно-профессиональная деятельность, степень их согласованности. СПС призвана исследовать характер и содержание учебно-профессиональной и профессиональной деятельности будущего специалиста, возникающие при этом психологические трудности, разрабатывать систему упражнений для формирования умения контролировать и управлять своей деятельностью в любых условиях.

Четвертый — уровень психологических состояний. Формирование умения точно оценивать состояние свое и других людей, настроение, степень психической напряженности при решении задач разной сложности, учить курсантов приемам самоуправления — важная задача работы СПС. Успешная деятельность в любой области связана с определенной активностью личности, низкая или слишком высокая активность и напряжение приводят к желаемому результату ценой больших затрат или потерь времени, энергии и информации.

Информация о динамике психических состояний курсантов нужна и преподавателям для повышения эффективности управления учебно-профессиональной деятельностью.

Оптимальное соотношение вертикального и горизонтального контуров управления (управление и самоуправление). Вертикальная организация управления обеспечивает всей системе устойчивость и стабильность благодаря наличию стержня, скрепляющего подсистемы, принадлежащие разным уровням. Таким стержнем является конечная цель системы управления — ее главная стратегическая линия. На ее основе формируются промежуточные цели (тактические и оперативные). определяются решаемые в отдельных подсистемах задачи. Вертикальная организация функционирует по принципу подчинения, субординации.

Горизонтальная организация придает всей системе гибкость благодаря наличию большого количества относительно независимых элементов в подсистемах, возможности варьирования связей между элементами одного уровня, координации их действий, самоуправления.

Таким образом, в целостной системе управления учебным процессом, наряду с управлением по принципу субординации, осуществляются процессы координации (самоуправления).

Понятие управления применительно к человеку, группе приобретает иной смысл, отличный от того, что был принят для технических средств. Наличие у человека социальных норм ценностей, воли эмоций и т. д. не позволяет осуществлять прямое, жесткое, непосредственное управление поведением, деятельностью, психическими состояниями.

Между управляющими воздействиями преподавателя и деятельностью курсанта лежат два опосредующих их отношения уровня: уровень межличностных отношений и уровень поведения личности, а учебно-профессиональная деятельность — это деятельность личности, включенной в определенные отношения. Формирование потребности и способности к самоуправлению является также одной из важных задач СПС.