Роль и место социально-психологической службы

При построении модели СПС предлагаются некоторые общие принципы организации такой службы, выделяются пригодные для любых условий направления ее деятельности, сколь бы различным конкретным содержанием они не наполнялись.

Такой акцент на построение модели СПС предполагает некоторые уточнения:

— всякая модель, адекватно пражая реальность, должна быть универсальной, т. е. в каком-то смысле схематичной. ибо только в этом случае она может быть применена в широком диапазоне конкретных ситуаций;

— создание модели как эталона, образца есть лишь этап в работе, за которым должен следовать другой этап — адаптация модели к реальной ситуации.

С любым предприятием, организацией связана система психологических процессов: процесс коллективообразования. формирования более или менее единого стиля управления, возникновения групповых норм и т. д. Серьезное решение психологических проблем может быть обеспечено только при условии осознания всей их совокупности в том конкретном виде, в каком они проявляются в организации.

Другой аспект заключается в том. что системный подход к построению СПС должен охватывать все основные сферы жизнедеятельности работника: как сферу трудовой деятельности, так и сферу, непосредственно с трудом не связанную. Это значит, что деятельность СПС должна осуществляться по следующим двум направлениям:

— содействие решению проблем, непосредственно связанных с управлением трудовой деятельностью: совершенствование структуры, форм и методов управления. стабилизация кадров, оптимизация социально-психологического климата в коллективе (в это направление включается также блок задач, традиционно связанных с психологией труда и инженерной психологией — профориентация и профотбор, аттестация руководителей, сотрудников. оптимизация рабочих мест и т. д.; педагогическое обеспечение системы обучения различных категорий работников и др.);

— помощь в решении проблем, не связанных не посредственно с управлением трудовой деятельностью работников (в частности, в решении семейных проблем, включая взаимоотношения родителей и детей. в повышении уровня психологического здоровья, в организации досуга): этот блок задач, как видно, предполагает частично и проблематику медицинское и педагогической психологии.

Психологическая служба как структурная единицы обязана обеспечить комплексное решение возникающих в процессе управления организацией проблем.

Основные направления деятельности СПС организации. Деятельность психологов в области управления организациями является весьма разнообразной и осуществляется в нескольких направлениях, среди которых можно выделить следующие (основные).

В сфере организационного управления объектом организационного управления является предприятие (учреждение) как целостная организационная система. предназначенная для решения социально значимых задач при наличии определенных экономических и социальных ресурсов. Предметом организационного управления, с психологической точки зрения, является многообразная деятельность коллектива, направленная на реализацию целей организации. В этой сфере управления можно выделить следующие задачи.

1. Изучение психологических аспектов внедрения организационных и управленческих нововведений (новых организационных структур управления, систем планирования. мероприятий по научной организации труда, автоматизированных систем управления и т. п.) показывает, что подавляющее большинство «психологических барьеров». мешающих этому процессу. имеет ярко выраженную мотивационную природу, т. е. возникает из-за слабой заинтересованности субъектов внедрения (руководителей) и потенциальных потребителей (подчиненных) данного нововведения. Именно поэтому оказывается эффективным постоянное мотивационное воздействие, например в форме специальной программы обучения персонала организации с целью изменения психологического климата в коллективе, социальных установок поведения и т. п.

2. Психологическая интерпретация противоречий (конфликтных ситуаций), разработка рекомендаций для их устранения, работа с группами «риска». Конфликтная ситуация, как указывалось выше, возникает вследствие резких расхождений в ожиданиях и мотивах поведения членов коллектива учреждения, которые нарушают общность связывающих их целей, организованность и согласованность их действий. Психолог разрабатывает рекомендации и проводит работу по профилактике конфликта. Содействие психолога разрешению конфликта должно осуществляться на разных этапах решения спорного вопроса: при определении существа конфликта, установлении его причин, выдвижении вариантов решения в процессе убеждения участников конфликта в необходимости прийти к соглашению, а также при оценке реализованного решения. Если решение в действительности не приносит удовлетворения обеим сторонам, то следует вернуться к процедуре определения и выбора решения первоначальной проблемы. Профессиональное мастерство психолога в разрешении конфликта состоит в том. чтобы помочь конфликтующим сторонам рационально оценить противоречивую ситуацию и преодолеть ее на основе изменения прежней точки зрения, формирования новых мотивов поведения, устранения «психологических барьеров» между конфликтующими.

3. Участие в подборе и обучении резерва руководителей. Одной из основных задач организационного управления является подбор и подготовка новых кадров компетентных и способных руководителей, которые могут заменить старые кадры.