Роль и место социально-психологической службы

Для определения профпригодности кандидатов на руководящие должности и подбора резерва необходимо оценить наряду с другими качествами и профессионально значимые личностные качества кандидатов. Участие квалифицированного психолога СПС полезно в подготовке и проведении процедуры такой оценки. В качестве научно обоснованного используется метод оценочной шкалы. с помощью которой лица, хорошо знающие оцениваемого (вышестоящие руководители, коллеги, подчиненные), характеризуют определенные качества кандидата. Обработка этих данных проводится методом экспертных оценок. Психологи участвуют и в подготовке резерва с тем, чтобы выявить те профессиональные качества будущих руководителей, которые поддаются определенному развитию в процессе обучения и по мере овладения профессиональным мастерством. Задача психолога состоит также и в том. чтобы передать кандидату на должность руководителя нужные ему психологические знания и сделать все возможное, чтобы они стали действенным инструментом и в работе.

Психологи должны также обучать руководителей решению управленческих задач в условиях, различных по двум видам отношений: 1) «руководство — подчинение»; 2) «партнерство». В первом случае руководитель принимает решение в зависимости от своего стиля руководства, а в условиях партнерства решение принимается коллективно, т. е. людьми, собранными в творческие группы (специалисты, эксперты, наблюдатели и т. п.). С этой целью используются методы активного обучения (групповые решения, метод мозгового штурма, тренинги, основные игры и т. д.).

Психологи участвуют в разработке процедуры и методов аттестации. Периодическая аттестация руководящих работников, оценка их профессионального роста, развитие способностей к работе — важное звено системы повышения их квалификации. В каждом конкретном случае применительно к разным подсистемам социального управления — эти задачи должны быть детализированы.

Например, если мы рассмотрим современный вуз, то увидим, что он представляет собой сложную многоуровневую систему управления, характеризующуюся участием в ней человека и в качестве управляющего звена, и в качестве объекта управления. Оптимизация и повышение эффективности управления в значительной мере зависят от единства целей, психологического климата в коллективах, повышения активности, самостоятельности и ответственности за результаты совместной деятельности на всех уровнях системы — административном. организационном, учебном. СПС вуза должна решать следующие основные задачи: изучение потенциальных возможностей психики человека: создание на этой основе программ оптимизации деятельности коллективов и отдельных личностей: внедрение этих программ в практику управления учебным процессом в вузе: проверка их эффективности в решении проблемы повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации. Никакое усовершенствование системы управления в вузе без учета интеллектуальных и эмоциональных резервов человека невозможно, поэтому возникла необходимость организации СПС и ее развития.

Условия, определившие необходимость привлечения психологов к совершенствованию системы управления вузом. Повышение требований общества к качеству подготовки специалистов высшей квалификации, к реформам образовательных институтов побуждает несоответствие темпов развития высшей школы темпам развития общества и коренное изменение самого характера общественного прогресса. Вместе с социальной и научно-технической революциями человеческое общество вступило в эру «быстрого» развития. Соревнование социальных систем и информационная революция создали предпосылки для сверхбыстрого функционирования экономического механизма. Все большее число предприятий начинают работать по «быстрому» циклу: процессы потребления, управления становятся все более контролируемыми и взаимосвязанными по каналам немедленной связи с созданием общественного продукта — это приводит к росту ценности общественного времени. Как отмечает А. Тофлер. эти «быстрые» изменения в жизни обществ продолжают водораздел между странами с высокоразвитой экономикой и странами с «медленной» экономикой. Опасность растущего отрыва «быстрых» экономик от «медленных» придает особенно важную роль знаниям во всех видах человеческой деятельности, где возрастает роль новаторства, оперативности управления, способности быстро реагировать на перемены, создавать новые технологии и заменять их новейшими, избегать информационной изоляции.

Общество «быстрого» развития создает таким образом потребность в новых людях в новой «системе образования», способной ответить на вызов возрастающего ускорения развития всех сфер общественного бытия.

Необходимые инновационные процессы в системе образования — это осознанный ответ на новые социальные требования.

Инновационное, обучение — это предвосхищающее обучение, постоянное стремление к переоценке ценностей. сохранение тех из них. которые обладают непреходящей значимостью, и отказ от тех. которые устарели. Переоценка ценностей является существенной частью исследования будущего. Интуитивное мышление — это педагогический прием, ставящий во главу угла ценности при создании планов на будущее.

Высшая школа обязана формировать способность к предвидению, умению принимать решения с учетом тенденций развития науки, техники и культуры. При этом должны полнее использоваться потенциальные возможности психики человека, его способность предвосхищать ситуации, строить модели будущего результата, предварительно планировать свое поведение и деятельность, действовать в соответствии с моделью будущего. Формирование умения действовать в моделируемых ситуациях должно стать одним из направлений работы психологической службы вуза.

Поскольку совершенствование управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалистов связаны с переориентацией на новые задачи, нужно стремиться не к максимальному расширению круга знаний, а к тому, чтобы дать студентам основополагающие. фундаментальные знания, позволяющие в дальнейшем пополнить их запас самостоятельно. Необходимо научить студентов свободно ориентироваться в растущем потоке информации. В создании новых технологий образования важная роль принадлежит психологической службе.

Изменение требований к процессу управления подготовкой специалистов высшей квалификации. Управление учебно-воспитательным процессом в прошлом было оптимальным, когда оно строилось по принципу «один преподаватель —« один ученик». В настоящее время высшее учебное заведение — это сложнейшая система с несколькими научно-исследовательскими институтами, факультетами, десятками кафедр, сотнями преподавателей, тысячами студентов. Каждый преподаватель имеет дело с десятками и сотнями студентов. и управление по принципу «один — один» невозможно. хотя средства управления практически изменились мало.

Сложность состава и структуры больших систем, к которым относятся и современный вуз. огромное количество возможных состояний в каждый момент времени приводят к трудностям управления, а поэтому повышение эффективности управления становится одной из актуальных проблем высшей школы. Решать ее следует на основе закономерностей, характерных для больших систем, и с учетом роли в них «человеческого фактора». Рассмотрим некоторые из этих закономерностей. Иерархическое строение. Если современный вуз рассматривать как систему управления, то можно выделить в нем три соподчиненных блока: административный, организационный и учебный. Каждый из них также представляет собой многоуровневую систему управления. Административные функции выполняют ректор. проректоры и подчиненные им отделы (учебный, научный, хозяйственный и др.). Элементами организационного блока вуза являются факультеты, кафедры, преподаватели.

Учебная деятельность может быть представлена как функциональный блок, состоящий из следующих пяти уровней.

1. Уровень отношений между преподавателями и студентами (курсантами), а также между студентами (курсантами) в ходе совместной деятельности. От межличностных отношений зависят как поведение отдельных участников этой деятельности, так и ее результаты. Кроме того, стиль отношений накладывает определенный отпечаток на психическое состояние. В свою очередь, межличностные отношения зависят от особенностей поведения отдельных участников совместной деятельности, особенностей этой деятельности, психического состояния. Уже здесь отчетливо видны соподчинение элементов разных уровней и их взаимная зависимость.

2. Уровень поведения. Поведение зависит и от статуса личности в структуре учебной группы, и от всего прошлого опыта личности, ее ценностных ориентации, самооценки, понимания своих сильных и слабых сторон. на основе которых строится своеобразие учебной деятельности. От поведения зависят и психическое состояние и физическое здоровье студентов.

3. Уровень учебной деятельности, качество которой зависит и от личности студента (курсанта), и от межличностных отношений, и доминирующих психических состояний. Но результаты деятельности сами влияет на межличностные отношения и формирование личности, а также на психические функциональные состояния организма.

4. Уровень психических состояний. Он связан как с межличностными отношениями, поведением, деятельностью. так и с функциональным состоянием организма.

5. Уровень физиологического обеспечения психологической деятельности. Функциональное состояние организма зависит от всех расположенных выше уровней. но от него (хотя и в неодинаковой степени) зависит функционирование всех «надсистем»: психологического состояния, деятельности, поведения, межличностных отношений.