Роль и место социально-психологической службы

Проблема создания социально-психологической службы СПС имеет важное социальное значение. С одной стороны, актуальность организации психологической службы обусловлена возрастанием роли «человеческого фактора» в функционировании нашего общества, а. с другой. — развитием психологической науки. которая переживает потребность более тесного контакта с практикой, а также с запросами со стороны практической сферы.

СПС — отдельное научно-исследовательское и практическое подразделение, оказывающее научно-методическую и практическую помощь в решении конкретных социально-психологических проблем предприятий. учреждений и организаций различных отраслей экономики страны.

Перестройка хозяйственного механизма, осуществляемая в Украине, дальнейшее развитие социальной сферы ставят перед обществом ряд новых задач, требующих мобилизация всех резервов. При этом особая роль в мобилизации «человеческого фактора» отводится руководителям и трудовому коллективу. Трудовой коллектив — это основная социальная среда формирования человека как члена общества, поэтому так велико его значение с точки зрения умножения «человеческого потенциала». Но вместе с тем человек включен в другие группы и коллективы, в которых протекает его жизнедеятельность. Активная роль человека в обществе зависит от того, как действует вся система тех социальных институтов, в которых человек воспитывается. обучается, работает, проводит свой досуг.

Конкретный путь реализации возможностей человека во многом зависит от реальной ситуации, сложившейся в каждом трудовом коллективе, в каждой семье, каждой учебной группе. Поэтому для понимания процесса реализации человека, как активного члена общества, необходим анализ микросреды его существования. развития, деятельности и общения.

СПС и ее подразделения создавались и создаются на промышленных предприятиях, в объединениях и фирмах. учебных заведениях, медицинских учреждениях, в армии и подразделениях органов внутренних дел. СПС можно рассматривать как интегральное образование. основными задачами которого являются исследование и составление практических рекомендаций по совершенствованию системы управления, оптимизации социально-психологического климата коллектива. разрешению межличностных конфликтов, адаптации молодого специалиста, улучшению стиля руководства коллективом и т. д.

В деятельности СПС можно выделить три основных аспекта: «ш/чкып. прикладной, практический.

Научный. Предполагает разработку методологических проблем психологической службы. Основная задача данного аспекта состоит в проведении научных исследований, теоретическом обосновании и разработке психодиагностических, психокоррекционных методов и программ психологической службы. Отличие этих исследований от академических заключается в том. что они не только выявляют те или иные психологические механизмы или закономерности, но и определяют психологические условия становления этих механизмов и закономерностей в контексте целостной конкретной деятельности руководителей, подчиненных, трудовых коллективов.

Прикладной. Предполагает использование знаний руководителями подразделений, сотрудниками кадровых служб, рядовыми работниками.

Практический. Связан с непосредственной работой с сотрудниками, коллективами, руководством организации по решению конкретных проблем.

Следует подчеркнуть, что развитие прикладного и практического аспектов СПС полностью зависит от развития научного аспекта, в котором формируется теоретическая концепция, определяющая содержание функций и модель психологической службы конкретной организации.

Чаще всего СПС реализует следующие функции:

1) исследовательскую — изучение различных психологических явлений в коллективах;

2) организационную — внедрение результатов и рекомендаций психологических исследований, организация практических мероприятий (в том числе обучение рациональным навыкам делового общения, принятия коллективных решений и т. п.);

3) пропагандистскую — распространение психологических и психогигиенических знаний в коллективах предприятия и организации;

4) консультативную — регулирование взаимных отношений, снятие внутренних и межличностных напряжений. оказание психологической помощи;

5) воспитательную — привитие чувства коллективизма, культуры общения и т. п.

При построении модели СПС предлагаются некоторые общие принципы организации такой службы, выделяются пригодные для любых условий направления ее деятельности, сколь бы различным конкретным содержанием они не наполнялись.

Такой акцент на построение модели СПС предполагает некоторые уточнения:

— всякая модель, адекватно пражая реальность, должна быть универсальной, т. е. в каком-то смысле схематичной. ибо только в этом случае она может быть применена в широком диапазоне конкретных ситуаций;

— создание модели как эталона, образца есть лишь этап в работе, за которым должен следовать другой этап — адаптация модели к реальной ситуации.

С любым предприятием, организацией связана система психологических процессов: процесс коллективообразования. формирования более или менее единого стиля управления, возникновения групповых норм и т. д. Серьезное решение психологических проблем может быть обеспечено только при условии осознания всей их совокупности в том конкретном виде, в каком они проявляются в организации.

Другой аспект заключается в том. что системный подход к построению СПС должен охватывать все основные сферы жизнедеятельности работника: как сферу трудовой деятельности, так и сферу, непосредственно с трудом не связанную. Это значит, что деятельность СПС должна осуществляться по следующим двум направлениям:

— содействие решению проблем, непосредственно связанных с управлением трудовой деятельностью: совершенствование структуры, форм и методов управления. стабилизация кадров, оптимизация социально-психологического климата в коллективе (в это направление включается также блок задач, традиционно связанных с психологией труда и инженерной психологией — профориентация и профотбор, аттестация руководителей, сотрудников. оптимизация рабочих мест и т. д.; педагогическое обеспечение системы обучения различных категорий работников и др.);

— помощь в решении проблем, не связанных не посредственно с управлением трудовой деятельностью работников (в частности, в решении семейных проблем, включая взаимоотношения родителей и детей. в повышении уровня психологического здоровья, в организации досуга): этот блок задач, как видно, предполагает частично и проблематику медицинское и педагогической психологии.

Психологическая служба как структурная единицы обязана обеспечить комплексное решение возникающих в процессе управления организацией проблем.

Основные направления деятельности СПС организации. Деятельность психологов в области управления организациями является весьма разнообразной и осуществляется в нескольких направлениях, среди которых можно выделить следующие (основные).

В сфере организационного управления объектом организационного управления является предприятие (учреждение) как целостная организационная система. предназначенная для решения социально значимых задач при наличии определенных экономических и социальных ресурсов. Предметом организационного управления, с психологической точки зрения, является многообразная деятельность коллектива, направленная на реализацию целей организации. В этой сфере управления можно выделить следующие задачи.

1. Изучение психологических аспектов внедрения организационных и управленческих нововведений (новых организационных структур управления, систем планирования. мероприятий по научной организации труда, автоматизированных систем управления и т. п.) показывает, что подавляющее большинство «психологических барьеров». мешающих этому процессу. имеет ярко выраженную мотивационную природу, т. е. возникает из-за слабой заинтересованности субъектов внедрения (руководителей) и потенциальных потребителей (подчиненных) данного нововведения. Именно поэтому оказывается эффективным постоянное мотивационное воздействие, например в форме специальной программы обучения персонала организации с целью изменения психологического климата в коллективе, социальных установок поведения и т. п.

2. Психологическая интерпретация противоречий (конфликтных ситуаций), разработка рекомендаций для их устранения, работа с группами «риска». Конфликтная ситуация, как указывалось выше, возникает вследствие резких расхождений в ожиданиях и мотивах поведения членов коллектива учреждения, которые нарушают общность связывающих их целей, организованность и согласованность их действий. Психолог разрабатывает рекомендации и проводит работу по профилактике конфликта. Содействие психолога разрешению конфликта должно осуществляться на разных этапах решения спорного вопроса: при определении существа конфликта, установлении его причин, выдвижении вариантов решения в процессе убеждения участников конфликта в необходимости прийти к соглашению, а также при оценке реализованного решения. Если решение в действительности не приносит удовлетворения обеим сторонам, то следует вернуться к процедуре определения и выбора решения первоначальной проблемы. Профессиональное мастерство психолога в разрешении конфликта состоит в том. чтобы помочь конфликтующим сторонам рационально оценить противоречивую ситуацию и преодолеть ее на основе изменения прежней точки зрения, формирования новых мотивов поведения, устранения «психологических барьеров» между конфликтующими.

3. Участие в подборе и обучении резерва руководителей. Одной из основных задач организационного управления является подбор и подготовка новых кадров компетентных и способных руководителей, которые могут заменить старые кадры.