Особенности управления в формальных и неформальных структурах групп

Многие отечественные психологи изучают формальную и неформальную структуры организаций в динамике их взаимодействия, выделяя условия гармонизации их отношений и считая высшим уровнем таких отношений коллектив. Для эффективной организации учебного и производственного процессов, а также всех других форм социальных организаций необходимо находить пути оптимального соотношения их формальных и неформальных структур.

Все сложные организации имеют общие характеристики. важные для процесса управления. Ресурсы. Цель любой организации — использование ресурсов для достижения желаемых результатов.

Основные ресурсы социальной организации — это прежде всего люди, а также материальные средства, технологии и информация.

Каждая организация зависит от внешней среды, из которой она черпает ресурсы, работает на потребителя — представителя внешней среды. К внешней среде относят экономические, экологические, политические, социальные и иные условия, в которых действует организация. Большинство факторов внешней среды, от которых зависит организация, находится вне пределов непосредственного влияния руководителей организации. Разделение труда по горизонтали. Это существенная и очевидная характеристика; если хотя бы два человека работают вместе, то они должны делить работу между собой.

Подразделения. Каждая организация имеет различные отделы, службы и т. д. для решения конкретных задач. В этом смысле каждая сложная организация есть совокупность более мелких организаций. Кроме того, как нам уже известно, организация имеет формальную и неформальную структуры.

Разделение труда по вертикали. Поскольку организация состоит из подразделений, решающих конкретные задачи, кто-то должен координировать работу этих подразделений, направляя их действия для достижения общих целей. Деятельность по координированию работы других людей и групп и составляет сущность управления. Мы можем представить деятельность в подразделении любой организации в виде айсберга, вершину которого образуют четко осознаваемые, регламентируемые процессы, нормы, критерии, тогда как значительная часть содержания деятельности (особенно межличностное общение) протекает на неосознаваемом уровне привычек, ритуалов, традиций, личных взаимоотношений. Эффективность социального управления организациями зависит прежде всего от четкости, рациональности их формальной структуры, содержания норм и критериев, на которых строится их деятельность с учетом интересов большинства их сотрудников.

В последние годы в практику организационно-управленческой деятельности активно внедряется современная техника, например, автоматическое регулирование дорожного движения, автоматизация банковских процедур, подсчет голосов на заседаниях парламента, на выборах и т. п. Современные ЭВМ позволяют строить математические модели и создавать программы управленческих процессов, прогнозировать тенденции их развития. Однако задачи автоматизации организационного управления могут успешно решаться только на уровне хорошо организованных социальных и производственных структур, так как невозможно автоматизировать беспорядок и стихию.

Как уже отмечалось выше, в арсенал терминологии организационной деятельности вошло новое понятие менеджмента, т. е. совокупности принципов, методов и средств управления, применяемых в условиях рыночного производства. В научном плане менеджмент представляет собою комплекс научных дисциплин, изучающих технико-организационные и социальные аспекты управления. Почему же проблемы менеджмента стали столь актуальными для нас сейчас? Это связано с необходимостью реализации задач прогрессивных изменений в экономических, производственных и других организационных структурах, что невозможно без подготовки руководителей-профессионалов.