Информационно-коммуникативная функция общения

В системах управления коммуникативная сторона общения проявляется прежде всего в обмене информацией, так как люди передают друг другу различные сведения, приказы, делятся своими идеями, планами.

В некоторых социально-психологических концепциях биохевиристского направления рассматривается возможность интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации подобно математическому описанию передачи информации в компьютерных сетях. Такой подход не представляется вполне корректным, поскольку помимо некоторых черт сходства информационных процессов в технических и живых системах, эти процессы в условиях человеческой деятельности имеют принципиальные отличия от технических систем. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и претерпевает количественные и качественные преобразования, принимается и интерпретируется разными людьми по-разному в соответствии с их мотивацией, опытом и другими свойствами их психики. Специфика процесса обмена информацией в общении людей состоит в следующем.

1. В отличие от движения информации между передающими и принимающими техническими устройствами. в общении мы имеем дело с взаимодействием активных субъектов, взаимно информирующих друг друга в целях организации совместной деятельности. Поэтому при передаче информации от сотрудника к сотруднику, от руководителя к подчиненным необходимо учитывать их мотивы, цели, установки, способы деятельности и др. В ответ на посланную информацию человек получает какую-то новую информацию, т. е. происходит не простое ее движение, а обмен информацией. Для человека информация всегда приобретает определенную личную значимость и смысл, т. е. в коммуникативном процессе объединяется деятельность, общение и познание.

2. В отличие от кибернетических устройств партнеры в общении стремятся повлиять друг на друга, т. е. обмен информацией между людьми всегда предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации зачастую определяется именно тем. насколько удалось такое воздействие, а это означает и возможность изменения самого типа отношений, сложившихся между участниками коммуникации.

3. Коммуникативное общение как обмен информацией возможно лишь при условии, что партнеры обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования, т. е. «говорят на одном языке». Обмен информацией возможен лишь при условии интерсубъективных знаков, т. е. условии, что знаки и закрепленные за ними значения известны всем участникам общения и тем самым обеспечивают возможность взаимопонимания. Для описания такой ситуации используется термин «тезаурус», обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но дело усложняется еще и тем. что даже зная значения слов, люди могут понимать их по-разному в силу своих возрастных, политических, профессиональных и иных различий. Поэтому субъекты общения должны обладать не только идентичными лексическими и синтаксическими системами, но и одинаковым пониманием ситуаций общения, т. е. включать коммуникацию в некоторую общую систему деятельности.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Это может быть не только отсутствие общего языка и общего понимания ситуации, но и социальные, политические. религиозные и другие различия, которые могут порождать совершенно различную интерпретацию одних и тех же событий, а также различное мировоззрение. миропонимание. Такие барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, а при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность общения в более широкий контекст общественных отношений. Однако процесс коммуникации может осуществляться и при этих барьерах.,-Даже военные, противники могут вести переговоры, однако вся ситуация коммуникации при этом значительно осложняется.