Информационно-коммуникативная функция общения

Коммуникативные барьеры могут носить и другой, чисто психологический характер. Они могут возникать либо в силу индивидуально-психологических особенностей партнеров (например, чрезмерной застенчивости. скрытности, некоммуникабельности и т. п.). либо из-за сложившихся между партнерами неприязненных отношений. В этом случае особенно наглядно выступает та сложная связь, которая существует меясду общением и отношением, которая отсутствует в технических системах. По своему характеру информация, исходящая от коммуникатора (руководителя) может быть двух типов: побудительной и констатирующей.

Побудительная информация выражается в приказах. просьбах, советах. Она должна стимулировать определенное действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной: активация — побуждение к действию в заданном направлении: итердикция — побуждение. запрещающее определенные действия: дестабилизация — рассогласование или нарушение некоторых форм поведения и деятельности.

Констатирующая информация    это сообщение, имеющее место в различных образовательных и управленческих системах: доклад, инструктаж. Характер сообщения может быть различным по степени объективности, эмоциональности, наличию элементов убеждения. Вариант сообщения выбирает коммуникатор. от которого исходит информация.

Средства коммуникации. Передача информации (деловой, управленческой, личной и др.) осуществляется посредством знаковых систем. В соответствии с видом используемых знаков ш.тделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация опирается на использование людьми звуковой и письменной речи, с помощью которых наиболее полно передается семантическая сторона информации — смысл сообщения. Однако взаимное понимание партнеров достигается при условии, что они пользуются одним языком и одинаково оценивают ситуацию общения. В процессе речевого общения происходит кодирование, которое осуществляет коммуникатор, сообщающий информацию, и декодирование. которое осуществляет реципиент — слушающий. В условиях диалога происходит последовательная смена этих двух коммуникативных ролей.

Успешность вербальной коммуникации в диалоге определяется тем. насколько говорящие обеспечивают тематическую общность разговора и его двусторонний характер. Речь является ведущим, специально выработанным людьми средством общения, которое позволяет каждому человеку усваивать социальный опыт, проникать в субъективный мир других людей, интеллектуально развиваться, осуществлять самовыражение своих установок, мировоззрения и осуществлять контакт с другими людьми.

В речевом общении большое значение имеют такие выразительные свойства речи, как интонация, громкость. темп, логические ударения, паузы. Все это служит дополнительной информацией, выражающей отношение к собеседнику и к передаваемому сообщению.

Невербальная коммуникация — это выразительные движения (мимика и пантомимика), жесты (например, поклон, поворот к собеседнику или от него и др.). использование предметов (например, дарение женщине букета цветов, преподнесение неудачливому жениху «гарбуза»). Людьми выработаны также системы специальных знаков-символов: знаки управления движением транспорта, форменная одежда, знаки отличия, награды и др. Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможности общения, часто выразительны и лаконичны. II формальные производственные коллективы и неформальные группы стремятся найти адекватную символику для обозначения рода своей деятельности, социального статуса, места дислокации и т. п. В неформальных группах бывает принята символика, понятная только для посвященных: татуировки, покрой одежды, прическа и т. д.

В процессе онтогенеза, в условиях воспитания и обучения. а затем в профессиональном развитии каждый человек овладевает определенной системой вербальной и невербальной коммуникации.