Интерактивная функция общения

Интерактивная функция общения связана с организацией совместной деятельности людей, их взаимодействия (интеракции).

Интерактивная функция общения взаимосвязана с коммуникативной функцией, но имеет также и свою специфику. В условиях групповой деятельности ее участникам важно не только обменяться информацией, но и организовать совместную деятельность, в которую каждый член группы вносит свой особый вклад. В то же время здесь происходит и «обмен действиями», планирование общей деятельности. При таком планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», при которой деятельность становится действительно коллективной и носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа . Именно этот процесс составляет сущность интерактивной стороны общения.

В процессе групповой деятельности люди вступают в бесконечное количество различных взаимодействий, поэтому существуют многочисленные попытки построения их классификаций. Наиболее распространенной является дихотомическая классификация, делящая все возможные виды взаимодействия на два вида: кооперацию и конкуренцию.

Кооперация обозначает также виды взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности. Здесь психологический механизм деятельности опирается на взаимопомощь людей, на их сотрудничество.

Внутри кооперации может возникать соревнование как взаимодействие, которое не носит антагонистического характера и даже включает в себя элемент взаимопомощи.

Конкуренция — это тип поведения, который охватывает взаимодействия, так или иначе расшатывающие совместную деятельность. Социальная психология не рассматривает конкуренцию как только негативное явление, поскольку в условиях рыночной экономики такое взаимодействие может оказывать стимулирующий эффект.

С отношениями конкуренции связано и понятие конфликта, которое является объектом специальных исследований, и мы рассмотрим его ниже. Кооперация и конкуренция — это разные формы взаимодействия людей в социальных организациях, содержание же их в каждом случае задается более широкой системой деятельности, в которую кооперация и конкуренция включены. Поэтому обе формы взаимодействия людей заслуживают внимания, однако нельзя изучать их вне социального контекста целенаправленной деятельности и вне групповых отношений участников, включенных в эту деятельность.

Абстрактная характеристика двух указанных типов взаимодействия как простого «согласия» или «конфликта» приводит к формальному описанию этого процесса. однако и на этом пути достигнуты определенные результаты, разработаны методы расчета и прогноза стратегий поведения партнеров с применением математической теории игр. Формальный характер описания изучаемых стратегий и тот факт, что в них анализируется взаимодействие лишь двух партнеров, пока что препятствуют применению полученных данных при анализе различных видов взаимодействия людей в реальной жизни групп.