Перцептивная функция общения

Рефлексия в социально-психологическом плане есть механизм осознания действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это сложный процесс взаимообращения и построения стратегий поведения, исходя из понимания того, как каждый из партнеров воспринимается другим. Даже в условиях диадического взаимодействия рефлексивная структура коммуникации представляется в виде очень сложной модели. Максимальный успех общения возможен при оптимальном совпадении линии взаимной коммуникации в системах «индивид — индивид» или «индивид — группа». Например, если руководитель-докладчик имеет неверное представление о себе, о слушателях и о том. как они его воспринимают, то его взаимопонимание и взаимодействие со слушателями будет исключено. Сближение всего комплекса взаимных представлений друг к другу — это сложный процесс, требующий специальных интеллектуальных усилий. Одним из таких средств может служить социально-психологический тренинг для активной подготовки людей, работающих в системах управления в условиях общения с другими людьми. Это особенно важно для воспитания руководителей, для которых продуктивное взаимодействие с людьми является профессиональным долгом.

В практическом и теоретическом плане представляется важным построение моделей, отражающих возможные направления стратегии и тактики взаимодействия партнеров. Для этой цели используется аппарат математической теории игр. Все большее значение в настоящее время приобретает анализ рефлексивных структур группы, объединенной общей деятельностью.

Тогда схема-модель возникающих рефлексий получает объяснение не из самой себя, а из общего контекста как этой деятельности, так и опосредованных ею межличностных отношений.