Содержание и специфические эффекты межличностного восприятия

Этот образ и выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты воспринимаемой личности. При этом «эффект ореола» может влиять как в сторону положительных, так и негативных оценок. С «эффектом ореола» тесно связаны и «эффект первичности» и «эффект новизны». Последние касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для формирования представлений о нем. Обычно ранее предъявленная информация преобладает при восприятии ранее незнакомого человека. В ситуациях же восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», при котором последняя, т. е. более новая информация оказывается более значимой.

В более широком плане все указанные эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие партнерами друг друга — явления стереотиптации, т. е. формирования устойчивого образа — стереотипа, которым пользуются как шаблоном при взаимодействии с определенным типом людей на основе-ограниченного опыта общения и стремлении строить выводы на основе ограниченной информации. Часто стереотип возникает при восприятии людей определенной профессии. При этом некоторые профессиональные черты, воспринятые в процессе общения с отдельными представителями какой-то профессии, переносятся на всех ее представителей («все бухгалтеры педанты», «все артисты легкомысленны» и т. п.).

Стереотипизация в одном случае приводит к определенному упрощению процесса познания одним человеком другого. В ином случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если восприятие человека строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, то всякое последующее восприятие представителей людей той же группы может окрашиваться неприязнью, что приносит вред обучению людей и их взаимодействию. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Чрезвычайно сложная природа межличностной перцепции и связанные с нею явления субъективности и неточности приводят к постановке проблемы точности восприятия человека человеком.

Проблема точности межличностной перцепции теоретически представляется очень сложной, так как в отличие от восприятия физических объектов впечатления о другом человеке, полученные воспринимающим его субъектом, не поддаются точной регистрации н методам количественной оценки. Между тем в процессах управления деятельностью индивидов и группы точность перцептивной стороны общения приобретает особую значимость. С целью определения точности межличностной перцепции используют ряд методов.

Метод тестов используется для измерения личностных свойств человека и сопоставления результатов восприятия с полученными тестовыми оценками. Однако тесты имеют ряд известных ограничений, и далеко не все свойства человека поддаются тестированию.

Метод экспертных оценок. В качестве экспертов должны выступать люди, хорошо знающие личностные н деловые качества человека — объекта восприятия. Суждения экспертов сопоставляются с мнением субъекта восприятия. Метод экспертных оценок имеет определенные преимущества перед тестами, поскольку практически не ограничено число параметров межличностного восприятия. Экспертные оценки играют роль того внешнего критерия, который должен представлять объективные данные. Однако и при тестировании. и при экспертных оценках мы имеем дело с субъективными суждениями — субъекта восприятия и эксперта. — и здесь также не исключена ошибка.