Руководитель и коллектив

Место, которое занимает руководитель в иерархии управленческих структур, а также степень осознания возможностей влияния на подчиненные подразделения (группы), наглядно раскрываются в процессе управления. Роль руководителя организации выявляется в его способности реализовать цели высших управленческих структур путем осуществления возложенных на него функций.

Руководитель должен быть не только проводником требований вышестоящих органов для своих подчиненных. но и обязан довести до их сознания содержание поставленных задач, сделать их целью деятельности каждого сотрудника и коллектива в целом. Руководитель-лидер добивается этого путем утверждения своего авторитета и установления деловых и неформальных отношений со всеми членами группы. Выше мы уже рассматривали виды и структуры групп, а также феномены межличностных отношений в группах. Эти социально-психологические знания должны быть обязательным компонентом подготовки руководителей всех уровней. Помимо этого, следует обратить внимание также на некоторые более специфические аспекты взаимоотношений руководителя и группы.

Характер сложивишихся в группе межличностных отношений очень важен для взаимодействия руководителя и подчиненных, а также членов группы одного статуса. Они включают в себя общение, восприятие и понимание людьми друг друга. Изучая своих подчиненных, руководитель-лидер должен знать, что понимание другого человека может быть различной глубины проникновения в сущность его индивидуальности. Нижнему. поверхностному уровню понимания свойственно лишь восприятие внешнего «рисунка» поступка человека без проникновения в его мотивы и цели, а отсюда и самая общая оценка в черно-белых тонах: «хорошо» или «плохо». На втором, среднем уровне понимания анализируются отдельные качества человека (ум, черты характера, темперамент), поэтому оценка идет преимущественно по уровню интеллекта — умный или глупый: по характеру — жесткий или мягкий, вспыльчивый или уравновешенный. Третий, самый высокий уровень дает глубокое понимание человека, включая выявление системы ведущих мотивов и целей поведения, выявление связи между отдельными поступками и личностью в целом, умение проникнуть в скрытые резервы и способности человека, способность прогнозировать поведение человека на основе понимания его индивидуальности. Для руководителя коллектива очень важно глубокое понимание человека. Оно способствует более гибкому поведению, уменьшению мелких руководящих воздействий, рост ответственности, самостоятельности и творческой отдачи сотрудников группы. Руководитель должен также знать о характере складывающихся в группе межличностных отношений в формирующемся психологическом климате.

Сотрудники, собравшиеся в производственную группу. вступают в общение, начинают формироваться межличностные отношения. Что же происходит дальше? На основе общения формируется отношение группы к каждому ее члену, т. е. каждый человек получает свой социометрический статус. Как уже известно, этот статус имеет определенные градации — от положительного, через нулевой, к отрицательному. В соответствии с этим группа делится на несколько слоев: «звезды»-лидеры. предпочитаемые, принимаемые, изолированные и отвергаемые. Положение, занимаемое по социометрическому статусу, человек чувствует по отношению к нему людей, и это сказывается на его настроении, поведении. Эмоциональное отношение группы проявляется в том, что одних очень любят (любимчики), других не любят (нелюбимые), третьих просто не замечают (незамечаемые). Положение последних самое неприятное, поэтому они глубоко переживают трудную ситуацию в группе.

Любимцы же («звезды»-лидеры) иногда относятся к группе вовсе не так положительно, как группа к ним. Кого же любят в группе? Обычно к таковым относятся универсалы, люди веселые и общительные, профессионалы. умеющие все делать своими руками. А не любят, как правило, нравоучительных теоретиков, зануд, нытиков, зазнаек. Когда в производственной группе сложилась определенная система межличностных отношений. то формируются малые контактные неформальные группы со своими лидерами. Сила малых неформальных групп заключается в том. что их трудно юридически и организационно определить, поскольку в них обычно имеются свои неписанные правила, обязательные для всех членов группы. Эти группы могут как помогать официальному руководителю коллектива, так и вставать к нему в оппозицию, оказывать постоянное сопротивление, провоцируя конфликты. Уничтожить административными актами неформальные группы невозможно, поскольку это вызывает открытое враждебное отношение к руководителю. Руководителям надо учиться сотрудничать с этими группами, а также создавать в коллективе малые психологические группы, объединяя людей, тянущихся друг к другу, общими делами, задачами, интересами.