Основы и проблемы психологии управленческих воздействий

Системный подход в исследовании психологического воздействия противостоит тем исследованиям, в которых данное явление рассматривается по частям. Одни исследователи данного явления в качестве основного компонента (структурной единицы) рассматривают субъект психологического воздействия и абстрагируются от других компонентов целостного процесса. Исследуются цели, мотивы воздействия, а также средства и способы, с помощью которых достигаются эти цели. Другие исследователи изучают объекты психологического воздействия (подчиненного, управляемый коллектив и т. п.) и забывают о субъектах воздействия. Такой поэлементный подход к психологическому воздействию мало продуктивен как в теоретическом, так и в практическом отношении. Он делает невозможным целостное понимание данного явления, а именно только в этом случае можно раскрыть закономерности психологического воздействия.

Признание психологического воздействия целостной системой не делает недопустимым выделение для изучения его структурных элементов (субъект, объект и др.)- Наоборот, структурный анализ психологического воздействия как целостной системы предполагает рассматривать состав этой системы, вычленение структурных компонентов и связей между ними. Но изучаться эти компоненты должны с позиции целого и в связи друг с другом. Ни один компонент системы не может быть понят без соотнесения со всеми другими ее компонентами. Так. правильное понимание субъекта психологического воздействия, его роли в целостном процессе, возможностей и действительного вклада в эффективность воздействия возможно только при его рассмотрении не изолированно от других структурных компонентов явления, а во взаимной связи с ними, прежде всего в связи с объектом воздействия и его содержанием. Хорошие результаты можно получить при соблюдении принципа одновременного (встречного) анализа и синтеза элементов целостной системы психологического воздействия, воздействия субъекта и ответных реакций объекта.

Важным способом изучения психологического воздействия и взаимовоздействия является содержательный анализ этих процессов. Содержание воздействия, во-первых, придает этому процессу известную направленность и тем самым определяет характер ответных реакций объекта воздействия. Какие установки мнения и отношения будут формироваться у объекта психологического воздействия, какие действия и поступки он будет совершать — все это определяется не личностью субъекта воздействия самой по себе, а содержанием воздействия. Во-вторых, содержание психологического воздействия влияет и на его силу.

Психологическое воздействие и взаимовоздействие включается во все сферы жизнедеятельности людей: управление, воспитание, труд, рекламу и т. д. Поэтому при исследовании психологического воздействия возникает необходимость функционального анализа этого явления, т. е. выяснения конкретной роли этого механизма в разных видах общественной практики. Можно выделить управленческое, воспитательное, рекламное, пропагандистское'!! другие разновидности воздействия, каждая из которых выполняет свои, специфические социально-психологические функции.

Существенное значение при изучении психологического воздействия имеет генетический анализ, который должен быть направлен на раскрытие динамической характеристики процесса «субъект воздействия — объект воздействия», его течение, развитие. В этом плане с позиции системного подхода в психологическом воздействии можно выделить ряд последовательных взаимосвязанных этапов. Незначительным этапом процесса является так называемый операционный этап, т. е. воздействие субъекта на психику своего объекта. Затем он продолжается процессами понятия (отвержения) объектом психологического воздействия соответствующей информации. Следующий этап процесса — результативный — выявляется ответными реакциями объекта психологического воздействия, которые служат показателями выполнения психологического воздействия. Эти реакции объекта воздействия выполняют двоякую функцию. С одной стороны, они воспринимаются субъектом воздействия, сопоставляются с его целями и замыслом и служат основой для выработки нового воздействия. С другой стороны, реакции объекта воздействия влияют на степень уверенности субъекта психологического воздействия в успехе дела, уверенности в том, что цель будет достигнута.