Основы и проблемы психологии управленческих воздействий

Далее он вводит дихотомию целерациональных и культурных действий. Целерационалъные действия подразделяет на инструментальные и стратегические. Культурные же действия делятся на нормативные, коммуникативные и дискурсивные.

Нормативные действия обычно ориентированы на поддержание принятых социальных ценностей. Коммуникативные основаны на использовании языка или других знаков для достижения понимания и согласия в процессе взаимодействия. Они не могут быть поняты. если их рассматривать только как средство достижения некоторых целей, поскольку могут иметь и морально-практическое измерение. Ю. Хабермас выделяет также класс дискурсивных действий, которые связаны с достижением взаимопонимания, искренности и истинности утверждений, признанных партнерами по дискуссии.

Для оценки рациональности и приемлемости любого вида высказываний Ю. Хабермас вводит понятие идеальной языковой ситуации, в которой предполагается. что устранены препятствия, мешающие достигнуть согласия об истинности утверждений. Критерием оценки качества дискуссии служит и убедительность представленных аргументов, определяющих приемлемость утверждений. В коммуникативных действиях рациональность устанавливается проверкой их искренности и правильности.

Подход, который предлагается в теории коммуникативного действия Ю. Хабермасом. содержит ряд новых и удачных объяснений. Вместе с тем он не снимает полностью всех проблем, связанных с рациональностью. рефлексивностью и целенаправленностью действий.

Рациональность заключается в соответствующем использовании разума для осуществления наилучших действий. Рациональное поведение приводит к оптимальному решению задач в данных обстоятельствах.

В некоторых случаях рационализация может давать частичное объяснение, т. е. указывать реальные причины совершения действия. Если исходить из того, что все действия делятся на действия-типы (виды действия) и единичные действия, то становится ясным, что лишь действия-типы могут быть рациональными Рефлексивность следует понимать как направленность действия в соответствии с осознанием субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается подчиненными. Нередко рефлексивность может сопровождаться рационализацией действия, т. е. «теоретическим пониманием» оснований собственных действий. С другой стороны, рефлексивная направленность и рационализация отличаются от их мотивации. Руководитель может указать свои намерения и основания для действия, но не всегда в состоянии определить мотивы и обусловливающие эти мотивы потребности.

Под целенаправленностью понимается произвольность и осознанность деятельности, направляемой и контролируемой социально. Целенаправленное действие всегда включено в более широкий контекст деятельности и служит средством удовлетворения какихто потребностей индивида. Знание целей совершенно необходимо для понимания природы человеческой активности. Движения, действия и поступки — это различные единицы анализа, ведущие к разным, но одновременно и взаимно дополняющим друг друга способам сегментации целостного поведения и его описания.