Основы и проблемы психологии управленческих воздействий

Девять правил, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды:

1. Начинайте с похвалы искреннего признания достоинств собеседника.

2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.

4. Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказывать.

6. Давайте людям возможность спасти свой престиж.

7. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте «чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу».

8. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

9. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление. что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима: делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

10. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

Заслуживают внимания некоторые правила Г. Эмерсона: точно поставленные цели, компетентная консультация. справедливое отношение к персоналу, вознаграждение за производительность.

Существуют следующие этические нормы поведения:

— утилитаризм в воздействии, самыми главными из которого являются полезность последствий воздействий и необходимость контроля за выполнением принятых решений;

— универсализм, когда в основе воздействия руководителя лежит намерение сделать добро людям;

— справедливость, касающаяся распределения поощрений и наказаний прежде всего, а также распределения обязанностей;

— долг и ответственность руководителя за свои решения, воздействия, выводы;

— личная свобода подчиненного как самая большая ценность, которую нельзя ущемлять.

Иногда наблюдаются нарушения этих этических норм в отношении чем-то мешающих сотрудников, их дискредитация. Как пишет П. С. Таранов, их набирается немало, десятки и сотни (в его собрании их 185): от простого «начальственного» прилюдного упрека до иезуитских ходов по моральному и даже физическому уничтожению («уколоть» зарплатой, разово лишить премии, «забыть» пригласить на общеколлективное мероприятие нарушителей трудовой дисциплины, «загнать» в неудобный график работы, обойти в повышении по службе, обвинить в алкоголизме, наркомании, вензаболеваниях. намекнуть, что у этого человека-де «не все дома», поссорить с теми, кто его поддеряшвает, уволить «по статье» и т. д.).