Основы и проблемы психологии управленческих воздействий

К числу наиболее распространенных ошибок руководителей следует также отнести:

— чрезмерный контроль текущей служебной деятельности в целях проверки соответствия выполнения работ ранее данным заданиям;

— частые выговоры подчиненным или открытая брань, унижение вместо выражения неодобрения в более конструктивной и корректной форме;

— редкое проявление интереса к мнению подчиненных;

— недостаточная мотивация сотрудников к анализу поставленных задач и поиску путей их наиболее эффективного решения;

— постоянное понукание подчиненных с требованием трудиться больше, быстрее и качественнее;

— частое использование власти в процессе делового обсуждения возникающих проблем с подчиненными;

— протежирование.

Успешное выполнение управленческой деятельности требует умения строить взаимодействие с людьми, создавать атмосферу непринужденности в отношениях с подчиненными, быть способным убеждать и оказывать побуждающие воздействия, выражать признательность и одобрение при достижении успехов, преодолевать сопротивление со стороны тех сотрудников, которые преследуют цели, не согласовывающиеся с целями коллектива. Все это свидетельствует о необходимости более активной работы по формированию представлений руководителей и сотрудников организации о том, каким должен быть стиль обращения с подчиненными, а также характер психологических воздействий на них. Рассматривая данную проблему, будем опираться прежде всего на принцип детерминизма, утверждающий принципиальную предсказуемость поведения руководителя. При этом будут практиковаться следующие типы объяснения механизма управленческого воздействия:

1) генерализаторское, связывающее объясняемые явления с общим для них классом;

2) причинное, объясняющее явление с ссылкой на его причину или следствие;

3) функциональное, определяющее отношение функциональной зависимости в математико-статистических терминах и величинах;

4) структурное, ищущее объяснение в ссылках на определенные системы и классы явлений.

Термины «действие» и «воздействие», с одной стороны. представляют собой абстракции высокой степени, поскольку характеризуют человеческую жизнь и деятельность, протекающую в исторически определенных социально-экономических формах. С другой стороны, они выступают как простейшие единицы любой деятельности, в том числе и деятельности руководителя. и как единицы анализа этой деятельности. Без их понимания невозможно приступить к исследованию сформулированной проблемы.

В психологии под действием понимается «произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели». В отечественной психологии понятие «действие» как единицы человеческой деятельнрсти было введено С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым, а затем получило дальнейшее развитие в теории П. Я. Гальперина. По А. Н. Леонтьеву. действие представляет собой целенаправленный процесс, входящий в структуру деятельности и «побуждаемый не самой его целью, а мотивом той деятельности, которую данное действие реализует».