Основы и проблемы психологии управленческих воздействий

Проблема овладения научно обоснованными и эффективными средствами и способами влияния на людей в целях управления их трудом, воспитания и перевоспитания. т. е. психологического воздействия руководителя на подчиненного, является одной из важнейших психологии управления. Это объясняется тем. что данное социально-психологическое явление включено во все сферы жизнедеятельности человека как субъекта и объекта управления: участвует в формировании и функционировании многих явлений общественной (групповой) психологии: общественного (группового) мнения, настроения, восприятия, коллективной воли, мотивации деятельности и т. п. От эффективности этих воздействий во многом зависят результаты деятельности всего трудового или учебного коллектива. Вот почему руководителям необходимо владеть научно обоснованными средствами и способами воздействия на своих подчиненных, знать закономерности их эффективности. Чтобы наилучшим образом использовать этот мощный рычаг влияния на трудовую деятельность людей, руководителям нельзя полагаться только на один здравый смысл, а надо владеть научными приемами и способами управленческих воздействий на трудовые коллективы.

Прежде чем рассмотреть методологические принципы исследования психологического воздействия, следует разобраться в самом этом явлении. Данное явление разными авторами понимается по-разному. Например. психологическое воздействие нередко отождествляется с действием: такое смешение категорий воздействия с категорией психологического действия имеет место и в отечественной науке. Полагаем, что это — следствие слишком широкого толкования и употребления категории «деятельность», как ранее отмечал Б. Ф. Ломов.

Наше понимание категории психического воздействия исходит из постулирования того, что данное явление в целом представляет собой специфическую форму социальной активности личности, отличную от той, каковой является внешняя деятельность. Что же такое ситуация оказания воздействия в психологическом плане? Во-первых, это касается (или может касаться) явного или потенциального несовпадения потребностей, интересов, взглядов (в данном случае в системе «руководитель — подчиненный»). Во-вторых, это стремление или объективная необходимость разрешить ситуацию взаимоприемлемым образом: решить возникшую задачу или хотя бы продвинуть ее решение вперед. В-третьих, это наличие конкретного взаимного интереса друг к другу как основа взаимоотношений.

Интерес к проблеме психологического воздействия связан с очевидностью существования различных способов организации словесной и эмоциональной информации. средств и условий жизнедеятельности в целях достижения определенных сдвигов в поведении людей. Эти способы (методы и приемы) появились благодаря приобретению непосредственного жизненного опыта межличностного взаимодействия, вероятно, еще на заре цивилизации. Во всяком случае, уже в риторике древних греков и римлян мы находим немало интересных приемов интеллектуального и эмоционального воздействия. Удивительно, но факт, что будучи хорошо известными, практически необходимыми и доступными научному познанию, методы и приемы воздействия не стали до сих пор предметом психологического изучения и освоения в процессе подготовки руководителей.

Затруднение в теоретическом осмыслении методов воздействия и их практическом овладении вызваны рядом причин: слабым развитием прикладных направлений отечественной психологии, упрощенным подходом к методам воздействия, чрезмерной идеологизацией и т. п. Не так давно еще многие приемы отвергались по причине их принадлежности к арсеналу буржуазной пропаганды, а выпускник юридического вуза усваивал существование лишь двух методов воздействия — убеждения и принуждения.