Преодоление психологических барьеров при внедрении инноваций

Это новшество определяет отношение к информации как к коллективному достоянию, что обесценивает личность. понижает значение каждого отдельного специалиста. Так. врача высокой квалификации при постановке диагноза и составлении корректного анализа может заменить экспертная система. Это может послужить причиной возникновения психологического барьера. Исследователь Генов провел классификацию психологических барьеров, возникающих при внедрении новой техники или новой технологии, и выделил ряд проранжированных по степени значимости (трудности) барьеров.

Барьер некомпетентности обусловлен трудностями внедрения, связанными с неуверенностью работников в своих силах, чтобы успешно справиться с работой после нововведения. Чаще всего этот барьер связан с плохой подготовкой, при этом человек не уверен, что он в состоянии переквалифицироваться, деквалифицироваться. Неуверенность приводит к колебаниям. может превратиться в пассивное или активное сопротивление нововведениям. Его можно преодолеть (предотвратить) путем ознакомления работника с требованиями нововведения и обучения его работе в условиях нововведения до его внедрения.

В преодолении барьера некомпетентности у сотрудников особую роль должны играть руководители. Параллельно с проектированием внедрения новой техники или технологии руководители должны проектировать, организовывать и обеспечивать подготовку человеческого потенциала. Таким образом, будет обеспечена не только профессиональная, но и психологическая подготовка подчиненных к успешной работе в условиях нововведения.

Барьер навыка, привычки, традиции является следующим рядом по значимости. Наблюдается привязанность к сформированному и автоматизированному способу работы с техникой по отношению к технологическим требованиям и организационным структурам. Трудовая деятельность осуществляется без особого напряжения, но сила привычек, приобретенных работниками в процессе работы, навыки, а также сформированные трудовой, а затем и целостный типичный стереотипы являются на практике внутренней помехой. мешающей людям ориентироваться в новой обстановке. решиться заняться внедрением нового. Этот барьер возникает преимущественно у людей с продолжительным трудовым стажем работы на одном месте с одними и теми же людьми. Не случайно молодежь легче осваивает нововведения.

Барьер идиллии связан с удовлетворенностью некоторых работников их положением в труде, быте и является специфическим психологическим барьером социальной активности человека при внедрении инноваций. Этот барьер проявляется у некоторых руководителей. имеющих хорошее материальное положение и хорошее социальное окружение. Они не являются инициаторами нового и не поддерживают его: «Я скромный, мне и того, чего я уже достиг или имею, достаточно, не желаю ничего больше от жизни». Данный барьер не очень значителен, но по границам распространения и по эффекту своего воздействия он очень опасен. При этом его влияние усиливается действием механизма психического заражения, вызывая неготовность коллектива к нововведениям.

Барьер увеличения психофизическои нагрузки — боязнь увеличения норм, плановых заданий, повышения психической и физической нагрузки: «Смогу ли я так же успешно выполнять задания после нововведения? ».

Барьер компенсации появляется на основе переживания субъективной трудности, связанной с неубежденностью в том, что дополнительные усилия получат соответствующую материальную и моральную компенсацию. В большей мере этот барьер проявляется у людей, которые стремятся получить больше, чем дают или хотя бы столько же. С расширением сферы рыночных отношений этот барьер проявляется чаше.

Барьер вознаграждения (интереса) проявляется как боязнь снижения вознаграждения после нововведения, когда неизвестны размер вознаграждения и ранг будущей должности. Разновидностями барьера являются зарплата, должность, пост, социальный статус. В основе этого барьера лежат интересы человека.

Барьер изменения места работы возникает в результате сокращения штатов, перемещения на другую работу. Перспектива дальнейшей работы, мероприятия по обеспечению подходящей работой являются профилактикой для преодоления этого барьера.

Барьер марки (фирмы, авторитета внедрителя, целесообразности) — это проявление отрицательного отношения к новому, недостаточно авторитетному или целесообразному.

Барьер «шеф» — это внедрение работников в компетентность и организаторские способности руководства. В результате действует психологический механизм авторитета. Если он есть, то барьер не возникает.

Барьер партнера — это результат сомнения или неверия в возможности других в переустройство непосредственного делового партнера после нововведения. Знание характеристик и причин субъективных трудностей и порожденных ими психологических барьеров при внедрении различных инноваций дают возможность понять их специфику, а также найти соответствующие меры для их профилактики и преодоления.

Процесс преодоления психологического барьера при введении нового может иметь несколько стадий. Так, анализируя трудности перехода от индивидуального принципа работы полицейского в 60-е гг. в Великобритании (когда технических средств и автомашин было недостаточно, возможности контроля и управления были ограничены: начальник зачастую был верховным диктатором, издающим приказы и дающим команды, но не имеющим реальной возможности контролировать людей, а полицейский работал «ногами» и принимал решения «на ходу», объем работы зависел от инициативы и добросовестности) к групповому методу в 90-е гг.. Б. Маккензн указывает, что люди боятся перемен, ибо по натуре консервативны и не любят, когда их сбивают с проторенного пути, что вполне естественно. Перемены разрушительны и занимают время, поэтому людям нужно привыкнуть к новому.

Необходимо подчеркивать при этом тот факт, что необходимость перемен вызвана временем. Никогда не надо говорить о том. что сделанное ранее было неправильно. ибо они занимались этим так долго.

Основные стадии:

1. Отрицание — из этого ничего не получится (это совершенно нормальная реакция).

2. Гневна то. что происходит разрушение налаженного. Люди чувствуют дискомфорт, предпочитая, естественно. делать то. что знают и понимают.

3. Споры, когда люди пытаются заставить изменить вашу точку зрения.

4. Депрессия приходит с осознанием того факта, что перемены неизбежны и пути назад нет. Совершенно естественно, что это должно угнетать тех. кто активно сопротивлялся или надеялся, что они не состоятся.

5. Интеграция — это окончательное признание перемен, когда люди начинают работать от души, с сознанием того. что. вероятно, имеются и некоторые положительные стороны перемен. Основная задача заключается в том. чтобы быстрее достичь этой стадии.

Следует отметить, что профилактика и преодоление психологических барьеров при внедрении инноваций должны охватывать все сферы общества, прежде всего систем образования. Школа, оснащенная идеями и техникой начала века не может готовить детей и юношество к жизни в 90-е гг. В лучшем случае школа может готовить учащихся к экзаменам, а не к жизни с ее стремительными преобразованиями в области экономики, техники и т. д.