Преодоление психологических барьеров при внедрении инноваций

Инновации (нововведения) внутренне присущи всякой развивающейся общественной системе. Осознание инновационных явлений и процессов, определение инновационной политики — важнейшее условие управления общественным и экономическим развитием. преодолением кризисов и застоя.

Исследования последних лет показывают, что успешное внедрение новой техники, новых технологий, новых форм деловых межличностных отношений, глобальные перестройки государственного масштаба и т. д. связаны не только с успехами: возникают и определенные организационные, технические, социально-психологические проблемы.

Среди социально-психологических проблем необходимо особо выделить проблему возникновения психических барьеров в ряде коллективов, проявляющихся у сотрудников (как единичное явление и в группах) в отношении новшеств.

Психологические барьеры — это психологическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности человека. что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — страха, стыда, чувства вины, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.

В социальном поведении чаше всего рассматриваются коммуникативные и смысловые барьеры. Барьер смысловой (от франц. Ьагпеге — преграда, препятствие) понимается как несовпадение смыслов высказанного требования, приказа и т. п. у партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.

Барьер коммуникативный проявляется в отсутствии элепатии (сопереживания), в отсутствии гибкости межличностных социальных установок.

Под психологическим барьером понимают совокупность суждений, понятий, умозаключений, ожиданий и эмоциональных переживаний, в которых осознанно или неосознанно, скрыто или явно, преднамеренно выражается негативное отношение работников к внедрению инноваций. В качестве основных параметров психологического барьера рассматриваются:

— составляющие психологического барьера, т. е. совокупность факторов, на основании которых было выявлено негативное отношение работников;

— масштаб психологического барьера, т. е. доля работников, у которых было обнаружено это негативное отношение;

— высота психологического барьера, т. е. степень негативного отношения;

— характер психологического барьера, т. е. конкретные формы проявления негативного отношения работников.

Психологические барьеры препятствуют оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды, вызывается особенностями личности и ситуации.

Успешное внедрение нового зависит в значительной степени от готовности исполнителей осваивать это новое, работать в новых условиях.

Защищая собственные интересы, одни половозрастные и социальные группы постоянно навязывают свои правила, действуя против их воли: взрослые — детям, мужчины — женщинам, и наоборот: средний слой — низшему, ученые — обывателям т. д. Тех. кто отказывается подчиняться этим правилам, превращают в изгоев, осуждают. Существуют специальные операции, вынуждающие человека загонять несовместимые с установками среды переживания в подсознание, что «бьет» по самооценке личности и приводит к глубинному конфликту. Но при этом обеспечивается стабильность общественных отношений.

Свобода как мироощущение личности — тяжкое бремя, она вынуждает принимать решения и брать на себя ответственность за них. Отказ от свободы уменьшает страдания. Борьба за свободу есть борьба против власти родового, кланового над индивидуальным. Одной из операций, формирующей социальные барьеры, является осмеяние, которое может играть несколько важных ролей. Во-первых, осмеяние может угрожать полной или частичной утратой социального престижа. Нередко того, кто вследствие своей незначительности не может быть ничем напуган, просто высмеивают.

В данном случае смех — сознание превосходства. Во-вторых, высмеивание выступает иногда как трансформированная культурой внутривидовая враждебность. Смешон тот. кто утратил социальный престиж и вышел из-под зашиты общественных связей. Утрата достоинства происходит тогда, когда пережитое унижение достигает предела и человек вынужден примириться и делать все. что прикажут. Чтобы сломать человека. надо дать ему осознать и почувствовать собственное ничтожество.

В-третьих, смех — это оружие против известной косности ума и характера, которое общество хотело бы устранить, чтобы получить возможно большую гибкость от своих членов. Здесь высмеивание предстает как социальная кара за косность. Привычка, о могуществе которой писал еще Мишель Монтень в «Опытах». играет важную, но не всегда положительную роль. «Но могущество привычки особенно явственно наблюдается в следующем: она связывает нас в такой мере и настолько подчиняет себе, что лишь с огромным трудом удается нам избавиться от ее власти и вернуть себе независимость, необходимую для того, чтобы рассмотреть и обсудить ее предписания».

Смех — социальное явление его не может оценить тот. кто чувствует себя одиноким, так как он нуждается в отклике. Вместе с тем смех сопровождается определенной нечувствительностью (утихают раздражения, злость, зависть, жалость и т. д.). Можно вспомнить роль анекдотов при нарастании тревоги в обществе. Серии анекдотов всегда были обращены к «болевым точкам» общественной жизни.

Другая операция — проверка на социальный статус. Как высокий, так и низкий статус имеют свои достоинства и недостатки. Как правило, приписывание человеку достоинств или недостатков производится лишь после определения его статуса и в соответствии с ним. Это чаше всего отражает глубинную потребность в самооправдании, отстаивании собственной позиции. которая и служит мерилом при этой операции.

Подсознательное повышение своего статуса (как психологическая зашита) за счет трансформации чужого помогает оправдать свою пассивность при возникновении барьера в деятельности, нежелание ее обновлять. Наблюдается и снижение собственного статуса. когда груз ответственности, связанный с высоким статусом, становится непереносимым. Тогда бегство в «толпу», ощущение себя «винтиком», «частицей общего» помогает сбросить тяжесть ответственности, дает отдых от необходимости принимать решения (особенно в ситуации инноваций, кризисов). Примерами социальных барьеров может быть отношение к половому статусу или отношение к науке.

Высокопрофессиональная женщина часто не пользуется расположением ни мужчин, ни женщин, так как она опровергает ряд стереотипов, провоцирует внутренний конфликт и психологические барьеры в социальном окружении. Конфликт между профессиональной карьерой и сохранением женственности типичен для многих американок. В основе профессиональной дискриминации женщины лежит известная полоролевая стереотипизация. В американской культуре считается, что проявлять заботу о детях и о хозяйстве должны, главным образом, женщины, а заниматься техникой — мужчины. Считается также, что женщины слишком эмоциональны и слабы для выполнения определенных обязанностей, поэтому возникают стереотипизированные мнения: «женщина с этим никогда справиться не сможет». а если она — руководитель, мастер своего дела, то это — «мужик в юбке». Половые стереотипы работают не только в отношении женщин. Многие мужчины боятся показать свою расположенность к домашнему хозяйству. А мужчины, обладающие внешностью киногероев. чаше подвержены неврозам, так как общество (особенно женщины) толкают их играть зачастую несвойственные им роли: мужественных, предприимчивых, сильных, благородных.

Психологический барьер в отношении к науке. Мы живем в эпоху подлинного информационного взрыва. Компьютеры последних поколений — это не просто «думающие» помощники людей, не ускорители логических операций локального значения, а путь к созданию новой искусственной «нервной системы» общества. Она уже возникает на основе массового использования персональных компьютеров, новейших средств коммуникаций и баз знаний. Например, современные экспертные системы, в которые заложены накопленные профессиональные знания, представляют собой уже не индивидуальный, а коллективный разум, социальный интеллект. Информация превращается в обыкновенный товар, предмет купли-продажи. Возникает соответствующий рынок: патенты, лицензии, «ноу-хау», алгоритмы, компьютерные игры (их оборот сопоставим с оборотом международного туризма), электронная почта, компьютерные книги, мировые базы данных. компьютерные дискуссии, симпозиумы, конференции. электронные каталоги библиотек и т. п.