Эмоциональная устойчивость человека

Первая помощь в острой стрессовой ситуации.

1. В острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принимать (исключения составляют ситуации, когда речь идет о спасении самой жизни, стихийные бедствия, аварии и т. п.).

2. Прислушайтесь к совету предков: сосчитайте до десяти.

3. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте крайне постепенно также через нос. сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

Дальнейшие события могут развиваться двумя путями:

1) если стрессовая ситуация застигает вас в помещении:

а) встаньте, если это нужно и. извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас всегда есть возможность пойти в туалет или в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один (одна);

б) воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб. виски и артерии на руках холодной водой;

в) осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно опишите их внешний вид;

г) затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том. что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Разве мир не прекрасен?!

д) набрав воды в стакан (в крайнем случае в ладони), медленно, как бы сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу;

е) выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Вдыхайте глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова);

2) если стрессовая ситуация застанет вас где-нибудь вне помещения:

а) осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все. что вы видите;

б) детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите;

в) найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом. чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами;

г) если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею — пейте медленно, сосредоточившись на том. как жидкость течет по вашему горлу;

д) еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос; сделайте вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно через нос выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том. как расслабляются и опускаются ваши плечи. Приятное ощущение, не правда ли?

В качестве первой помощи этого вполне достаточно. В день, когда человек попадает в острую стрессовую ситуацию, ему полезно попробовать заняться каким-либо простым видом деятельности: постирать белье или убрать в квартире, вымыть окно и т. д. Не повредят умеренные занятия спортом, прогулки, словом. любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения. Некоторым помогают чтение и прослушивание музыкальных произведений.

Важнейшим мероприятием, направленным на борьбу со стрессом, является психотерапия. Советы психотерапевтов пациентам согласуются с рекомендациями «разумного поведения и общения», которые выдвинул Г. Селье: не ломать копий из за пустяков, не дружить с «трудными», несдержанными людьми, избегать напыщенности и неискренности в общении, иметь в жизни интересы, не нагнетать тоску, не «накручивать» бесконечные проблемы, чаще вспоминать о приятных событиях своей жизни и избегать неприятных коллизий и т. д.

С помощью психотерапевта человек должен принять ответственность за то. чтобы вести себя адекватно стрессовой ситуации, а также изменить к стрессорам свое отношение: понять, какие стрессоры воздействуют на него. При этом пациент может избежать, уменьшить или модифицировать стрессовую реакцию.

Психологи и психотерапевты разделяют по типу поведения людей на «думающих» и «реагирующих» в стрессовых ситуациях. Лишь 15% людей вначале думают. а затем действуют. 75% — чаще всего впадают в панику, ведут себя нелепо, дезорганизованно во вред себе самим.

Другая область психотерапевтического воздействия связана с выбором модификаций поведенческого стереотипа1 . Она способствует возможности сознательного снижения степени воздействия на него стрессоров прежде, чем они вызовут у него стрессовую реакцию.

Психотерапию можно рассматривать как определенное вмешательство, нацеленное на корень проблемы, лежащей в когнитивной или аффективной сфере. Это не что иное как разрешение внутреннего конфликта личности, что чаще всего является причиной стрессовой ситуации.

Стресс позволяет встретить возникшие трудности в состоянии «боевой готовности» и приспособиться к новым условиям. При повторении стрессоров человек приспосабливается к стрессу, при этом стрессорные реакции ослабевают. Это может означать, что в определенных пределах можно тренировать стрессоустойчивость психики.

Возможности и потребности личности к предопределению стрессовых состояний зависят от обучения, воспитания, возраста, заболеваний, действия фармакологических средств и т. п.

Профилактика стресса сопряжена с определенными трудностями. Следует иметь в виду то обстоятельство, что человек обычно осознает расхождение между требованиями. которые ему предъявляются в различных ситуациях. и возможностью выполнения их. Изменение механизма восприятия этого явления служит мощным средством управления стрессом. В данном случае восприятие человека можно изменить в трех направлениях: предъявляемого к человеку требования, способности выполнить его и значимости выполненного. Изменение значимости события, его оценки человеком является одним из тяжилейших путей сознательного управления стрессом.

К. Юнг подчеркивал, что более трети его пациентов страдают не от невроза, а от бессмысленности и пустоты жизни. Живущему отпущен определенный срок на этой земле, и надо постараться быть счастливым, но уже сегодня, не откладывая на завтра. Есть броское и мудрое выражение, которое использовал Д. Карнеги: «Не надо пилить опилки!».

Американский психотерапевт У. Ослер призывал жить сегодняшним днем: «Отгородите прошлое и будущее железными дверьми! Живите в герметизированных сегодняшних отсеках!».

При интенсивном или длительном влиянии стресса на поведение человека оно становится плохо управляемым. а это влияет на попытки справиться с источником стресса. Например, ухудшение в настоящее время социально-экономической жизни в нашей стране может привести к еще большему углублению воздействия стресса. В этом случае создание определенных образцов поведения (шаблонов) будет снижать чувствительность познавательной оценки поведения и эмоциональное отношение к создавшейся и длительно действующей ситуации. Это будет носить характер психологической защиты.

Управление стрессом доступно для большинства людей. Как уже было указано выше, отрыв от стрессогенной обстановки является одним из средств избежать стресс (активный отдых, активная деятельность, которая исключает мысли о причинах, приведших человека к стрессу, любимые занятия, психорегулирующие упражнения и т. д.).