Эмоциональная устойчивость человека

Проблема изучения эмоциональной устойчивости человека к воздействию стресс-факторов, профилактики стресса и выхода из него требует рассмотрения значения и роли эмоций.

К вопросу проявлений эмоций, их природы и особенностей обращались еще в античные времена. С понятием «человеческих страстей», или эмоций, мы сталкиваемся в учениях Аристотеля. Зенона Эфесского. Платона и др., которые рассматривали категории эмоций во взаимосвязи с ощущениями. Причину познания Аристотель видел в чувстве: «Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивляются тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны. Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной». Эмоцию Аристотель рассматривал как мотивирующее основание и связующее звено в процессе познания все более сложных объектов.

Большое внимание регуляторной функции эмоции удивления было уделено в трудах Р. Декарта. Он писал. что при возникновении эмоции удивленная душа внимательно рассматривает «...предметы, кажущиеся ей редкими и необычными». В своих трактатах Р. Декарт показал также, что эмоции могут выполнять функцию памяти. Эта функция эмоций определяется философом следующим образом: «Сколько бы раз неизвестный нам предмет не появлялся в поле нашего зрения, мы совершенно не храним его в нашей памяти, если только представление о нем не укрепилось в нашем мозгу какой-нибудь страстью». Таким образом, эмоции в поведении человека способствуют обозначению в памяти того, на что ранее внимания не обращалось.

Особенно ярко динамическое единство эмоций с другими психическими явлениями проявляется в учениях об аффектах, созданных Декартом и Спинозой: «...Главное действие всех людских страстей заключается в том. что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело». «Желание, возникшее вследствие неудовольствия или удовольствия, ненависти или любви, тем сильнее. чем больше эти аффекты»; «Стремление причинить зло тому, кого мы ненавидим, называется гневом». Эмоции связаны и «сопровождают» многие проявления жизнедеятельности человека, проникают в каждый психический процесс. С большей определенностью это выражено в работах, в которых исследуется роль эмоций и мыслительной деятельности. При этом, отмечал С. Л. Рубинштейн, «речь для нас... идет не о том только. что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с интеллектом или мышление с эмоцией, а о том. что самое мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального. а эмоция — единством эмоционального и интеллектуального». Следовательно, противопоставление эмоций рациональному познанию возможно проводить условно и лишь только тогда, когда мы выделяем в нем исключительно его словесно-логический механизм, сопоставляющий в основном одни образы объективной действительности и понятия о ней.

На активно действенный характер эмоционального процесса указывает и происхождение самого термина «эмоция» (от лат. етоуео — возбуждаю, волную). При всем разнообразии подходов к изучению эмоциональной сферы деятельности человека, определении самого понятия «эмоция» все авторы имеют ввиду психическую форму отражения действительности. В свете своих собственных концепций каждый из них во главу угла ставит следующие (главные) функции эмоций:

— активирующую или угнетающую, через отношения между мотивами, потребностями и возможностью их реализации;

— оценочную;

— психическую регуляцию деятельности;

— компенсационную (пополнение недостающей для деятельности информации).

Обилие функций, которые выполняют эмоции, очевидно. связано с их ролью центрального звена психического регулирования на низших уровнях развития психики.

Влияние эмоций разного знака на психические функции. состояния и деятельность человека неоднозначно.

Известно, что положительные (стенические) эмоции повышают работоспособность, улучшают общее состояние организма и т. д. Однако нередко положительные эмоции играют отрицательную роль. Так. при частом повторении данных эмоций могут возникнуть: снижение контрольной функции и критической реакции: мотивация к неоправданному упрощению сложных ситуаций (проблем, задач): риск повышения гедонистической и эгоистической направленности личности. Рассматривая отрицательные (астенические) эмоции, вызывающие угнетение психической деятельности субъекта, его неадекватности реакций, нередко приводящие к различным нервно-психическим расстройствам организма, мы также сталкиваемся с их двойственным влиянием.

Повседневные наблюдения создают многозначную картину влияния положительных и отрицательных эмоций на поведение и деятельность человека. Например. страх, являясь биологически оправданной реакцией. в сложных условиях социального поведения человека часто становится препятствием к достижению цели, но может вызвать мобилизационную готовность, обострить анализирующую и обобщающую способность мысли и т. д.

Многие исследователи сходятся во мнении, что на результат действия эмоций влияет не столько их качество. сколько интенсивность (активация). Высокая интенсивность эмоций может побудить в человеке значительные силы и мобилизовать на деятельность, но может оказать и парализующее действие на активность субъекта. Интенсивность эмоций часто приводит к Неадекватной оценке событий и реакции на них, к психомышечной скованности, отсутствии объемности (целостности) видения всей ситуации и ее последствий, неправомерно большой затрате нервно-психической энергии и т. д. Чернобыльская катастрофа с еще большей силой и четкостью подтвердила данное положение. Это можно обобщенно охарактеризовать как «эффект избыточности» эмоционального процесса. Симонов П. В. называет данное явление гиперкомпенсацией. Именно с такими гиперкомпенсированными эмоциями мы имеем дело в критических ситуациях (стресс, конфликт, фрустрация и т. д.). Следует выделить несколько главных причин, которые «переводят» эмоции в затяжные, длительные состояния на высоком уровне возбудимости и служат началом болезни:

— преодоление биологического оптимума возбудимости, «защелкивание» возбудимости на этом высоком уровне и переход ее в хроническое состояние;

— все более широкое вовлечение нервных структур в функцию первично чрезмерно возбудившихся элементов;

— стремительное нарастание тонизирующих гормонов в кровяном русле, что создает, дополнительное «подстегивание» первично перевозбужденных нервных элементов и переводит течение патологической эмоции в хроническую форму по типу «порочного круга»;

— формирование утонченных и весьма расширенных сигнальных связей этого патологического подкоркового комплекса с факторами окружающего мира через опосредованное влияние коры головного мозга.

Сильные эмоции могут привести и к быстрому, адекватному реагированию субъекта и повышению эффективности деятельности. Это бывает, когда эмоциогенный фактор требует от субъекта быстрых и решительных действий. не дает ему времени проанализировать и оценить ситуацию, т. е. адекватность реакции поддерживается за счет интуиции. При этом эмоции не успевают достичь своей критической силы. В случае мобилизации субъекта на деятельность, ее реализация, при повышенном эмоциональном напряжении, достигается значительными психоэнергетическими усилиями, что создает определенную угрозу здоровью субъекта. Повышение «цены деятельности» (возрастание психофизиологических затрат) приводит к истощению внутренних ресурсов организма с неизбежными последствиями в виде угрозы заболевания. При этом результативная сторона деятельности в течение определенного времени может не ухудшаться.

Возникновение неблагоприятного состояния не всегда сразу приводит к снижению показателей профессионально значимых психофизиологических функций. Например. при высокой мотивированности деятельности нередко наблюдается стойкое повышение показателей функционирования наиболее ответственных систем, независимо от характера состояния. Высокий и низкий уровни эмоционального возбуждения могут способствовать дезорганизации деятельности.

Таким образом, с одной стороны, эмоции — это необходимый компонент творческой активности, связанной с определением препятствий, стоящих на пути удовлетворения потребностей. Но. с другой стороны, понятие эмоциональной устойчивости (ЭУ) приобретает законное право на существование, так как эмоциональное возбуждение в ряде случаев выступает как фактор, дезорганизующий деятельность и поведение. В этой связи проблема надежности на психологическом языке может быть понята, как «проблема ЭУ».

Анализ содержания и места эмоций в структуре личности, их влияние на физиологические системы организма и деятельность человека позволяют сделать следующие выводы.

1. Эмоциональные реакции субъекта приводят к различным изменениям его психофизиологических характеристики наоборот.

2. Наивысшая продуктивность деятельности достигается не при отсутствии эмоционального возбуждения или минимальном его значении, а в оптимальной зоне, которая индивидуальна.

3. Деятельность в условиях эмоциональной напряженности затрудняется, а в эмоциогенных условиях наблюдается ее полная дезорганизация. К таким эмоциогенным условиям относятся и так называемые критические ситуации: угроза деятельности статусу, чести, здоровью, жизни личности, конфликты, производственная и экологическая катастрофы и т. д.