Понятие о стрессе и дистрессе

Мы можем уточнить психологическую роль эмоционального стресса в экстремальных ситуациях. Если предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет как бы дистанционно оценить условия протекания планируемой деятельности (состояние временной готовности), то эмоциональный стресс выступает в экстремальных случаях в виде фактора, разрушающего это предварительное «эмоциональное планирование» (состояние временной готовности) и. соответственно, всю схему предстоящей деятельности (длительной готовности).

В исследованиях проблемы стресса существует немало проблем. Особенно это касается вопроса отделения психического от физиологического в реакции организма на эмоциональный стресс. В отечественной и зарубежной психологии образовался своеобразный вакуум: с одной стороны, исследования нейрофизиологических основ целенаправленного поведения и состояния готовности к действую и привыкания (адаптации к стрессовым воздействиям), с другой — исследование психологических последствий интенсивности, социальной и психологической дезадаптации людей, переживших эмоциональный стресс при действиях в экстремальных условиях.

Необходимо отметить, что опыта в исследовании психологических последствий воздействия эмоционального стресса в отечественной психологии не накоплено. Иначе обстоит дело с исследованием данной проблемы за рубежом. Концепция отсроченных реакций на травматический стресс (посттравматических стрессовых реакций) занимает одно из центральных мест в современной западной психологии, особенно в военной. Каковы же основные направления изучения последствий влияния эмоционального стресса у людей, переживших экстремальную ситуацию?

XX век впервые столкнулся с таким явлением, как психические боевые потери. Только в американской армии среди двух миллионов солдат, участвовавших в первой мировой войне, около 159 тыс. чел. были выведены из строя в связи с психическими расстройствами. При этом количество убитых составило около 116 тыс.. раненых — 204 тыс. чел. Средние потери в связи с психическими расстройствами во время первой мировой войны составили 6-10 случаев на 1000 чел. В ходе и в первые годы после первой мировой войны отсроченные психические явления рассматривали в основном в рамках концепции травматического невроза.

В отличие от ранних описаний причин этого явления. понимание его природы в настоящее время расширилось. наряду с физической травмой большое значение в проявлении травматического невроза стали придавать психическим травмам.

Отсроченные психические явления у ветеранов, обусловленные участием в боевых действиях. 3. Фрейд предлагал определять как «военный невроз». Это определение. по его мнению, в большей степени соответствует данным психическим феноменам. В то время как термин «травматический невроз» предполагает, что психические последствия войны вызваны только влиянием ранее полученной травмы. С. Фрейд также отмечал. что трудности в понимании природы военного невроза обусловлены тем. что причины его проявления часто не были связаны с вмешательством «грубой механической силы». 3. Фрейд подчеркивал важность роли испуга, неожиданности и страха в возникновении данного явления. Военный невроз он рассматривал как состояние его конфликта. «Это конфликт — писал 3. Фрейд — между бывшим эго солдата и новым эго, который обостряется как только мирное эго поймет, что опасность для его существования заключается в его безрассудстве этого нового образования, паразитирующего двойника».

Как известно. 3. Фрейд большое значение в возникновении невротических расстройств придавал феномену психической травмы. Понимание им данного явления изменялось вместе с развитием психоаналитической теории. Так в лекциях прочитанных в 1909 г., 3. Фрейд определял психические травмы как следы («остатки», «осадки») аффективных переживаний. В лекциях о психоанализе, прочитанных 3. Фрейдом в 1915- 1917 гг.. психическая травма рассматривается с точки зрения экономического подхода к психическим явлениям. Она определяется здесь как результат большого и интенсивного раздражения, «от которого нельзя освободиться или переработать нормальным способом ».

На формирование экономического подхода к психической травме оказало влияние изучение 3. Фрейдом психических явлений, наблюдаемых у ветеранов первой мировой войны. В работе «По ту сторону принципа наслаждения» он определил психическую травму как прорыв защитного гипотетического покрова, который предохраняет психику от чрезмерных раздражений. Повторяющиеся у ветеранов сны о психотравмирующих событиях войны 3. Фрейд рассматривал как проявление активности, направленной на овладение раздражением. которое вызывается полученными ранее сильными впечатлениями. Появляющееся при этом чувство боязни, по его мнению, мобилизует внутреннюю энергию, необходимую для «связывания» излишнего раздражения.

Идеи 3. Фрейда, в том числе о двух нормах проявления реакции на психотравмируюшее событие (вытеснение и фиксация на травме), нашли свое отражение в современной концепции отсроченных реакций на травматический стресс.

Так. у ветеранов выделяют пять наиболее характерных отсроченных психических реакций на психотравмнрующие события войны: фиксация на травме, типичные сны. снижение общего уровня психической деятельности, раздражительность, склонность к взрывным реакциям. Если говорить о фиксации на психологической травме, то нужно отметить, что вначале может наблюдаться потеря памяти (амнезия) об обстоятельствах психотравмируюшего события.

Большое значение для понимания природы отсроченных психологических реакций после стресса у ветеранов войны имели исследования синдромов стрессовой реакции. Под стресс-фактором понималось стрессовое событие, ставшее причиной психологической травмы. В ответной реакции на стрессовое событие часто наблюдаются три основные формы проявления реакции на психотравмируюшее событие (вытеснение и фиксация на травме), а в когнитивных процессах мозг до тех пор продолжает процесс переработки информации, пока не изменится ситуация или ее модель, пока реальность и модель не будут соответствовать друг другу.

Человек находится в состоянии стресса или периодически возвращается в это состояние до тех пор. пока информация о стрессовом (психотравмирующем) событии перерабатывается.

В процессе ответной реакции на стрессовое событие можно выделить:

— фазу первичной эмоциональной реакции;

— фазу «отрицания», выражающуюся в эмоциональном оцепенении, подавлении и избегании мысли о случившемся, избегании ситуаций, напоминающих о психотравмирующем событии;

— фазу чередования «отрицания» и «вторжения». «Вторжение» проявляется в «прорывающихся» воспоминаниях о психотравмирующем событии, снах о событии, повышенном уровне реагирования на все, что напоминает психотравмирующее событие;

— фазу дальнейшей интеллектуальной и эмоциональной переработки травматического опыта.