Понятие о стрессе и дистрессе

С введением понятий «экстремальная ситуация» и «эмоциональный стресс» следует рассмотреть данный категорийный аппарат более подробно, чтобы избавиться от терминологической путаницы и внести ясность в их понимание.

Для обозначения состояния человека в трудной для него ситуации наиболее широко используется понятия «стресс» (Кэннон. Г. Селье). Термин «стресс» (от англ. stress — напряжение) стал интернациональным вследствие того, что понятие, им выраженное, получило широкое признание.

Известно, что Г. Селье. впервые выдвинувший концепцию стресса, обратил внимание на то. что организм как сложная, высокоорганизованная система в ответ на различные интенсивные воздействия реагирует адаптивно-защитными реакциями, всю совокупность которых он назвал адаптационным синдромом. Он выделил его три стадии: а) тревоги, когда после некоторого снижения сопротивляемости организма начинается мобилизация его ресурсов: б) повышенной сопротивляемости организма: в) истощения организма, т. е. снижение его сопротивляемости. Если нагрузка продолжает увеличиваться, то может наступить срыв. Вначале Г. Селье считал, что стресс вызывается только вредными факторами, но затем чрезмерно расширил крут его причин, включив в их число любую напряженную работу. В целом в проблематике стресса наиболее полно представлены его биологические и физические аспекты.

В многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях отмечается, что стресс сопровождается мобилизацией энергии организма и выбывает изменения в сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечно-двигательной, эндокринной и в других системах. Эти сдвиги могут достигать особенно большой величины в опасных ситуациях. При этом, в частности, сильно выражены вегетативные симптомы стресса: учащение сердцебиения, потливость, головокружение, сухость во рту. боли в желудке и т. п.

Психологические же проблемы стресса разработаны учеными в гораздо меньшей степени. В работах, относящихся к этой области, доказывается зависимость поведения во время стресса от степени значимости ситуации. от психологической структуры личности (отношение человека к трудностям в работе, успеху и неудаче, уверенности и неуверенности в своих силах, направленности личности, уровня его притязаний и реальных возможностей, уверенности и т. п. Отмечается также особая роль в возникновении психологического стресса интеллектуальной деятельности и мотивации. При анализе влияния стресса на деятельность одни авторы отмечают, что он ее дезорганизует, другие признают за ним и некоторые положительные эффекты. В большинстве работ отечественных психологов распространено понимание психологического стресса как состояния психологической напряженности, которое возникает под влиянием сложных условий.

В качестве одного из критериев, указывающего на такое состояние, многие авторы используют физиологические сдвиги. Это связано с тем, что стресс как состояние высокой активации затрагивает весь организм.

Однако использование только физиологических показателей страдает ограниченностью: под понятие стресс попадают разные психологические явления, дающие аналогичные физиологические сдвиги.

Физиологические изменения, происходящие в организме человека в ответ на стрессовые воздействия, в действительности являются лишь следствием уже вызванных им эмоциональных переживаний: без эмоциональных переживаний физиологические изменения не происходят, даже если стресс заканчивается физиологической травмой. Стресс таким образом возникает прежде всего как угроза, которая дистанционно воздействует на человека, вызывая у него то или иное эмоциональное отношение к ней и подготавливая тем самым весь организм к возможным физическим последствиям. Следовательно, стресс является для человека такой угрозой, эмоциональные переживания которой оказывают влияние на его способность достаточно эффективно осуществлять свою деятельность.

Понимание этого позволяет еще глубже уяснить причину отсутствия в физических данных информации о сущности вызванных стрессом эмоциональных переживаний. Это. конечно, не умаляет ценности физиологических методов измерения влияния эмоционального стресса на человеческий организм, а лишь указывает на их ограниченность.

Это положение подтверждается экспериментальными исследованиями, проведенными Шведским центром исследований в области военной медицины по сопоставлению уровня адреналина в крови погибших в сознании и без сознания. Эти исследования убедительно показали, что когда люди гибли в бессознательном состоянии и, следовательно, предшествующая их гибели обстановка не осознавалась ими, то согласно посмертной проверке уровень адреналина в их крови не увеличивался. Если же смерть настигала военнослужащих. когда они были в сознании, и. следовательно, перед своей гибелью переживали надвигающуюся на них угрозу, то они реагировали на нее повышением концентрации адреналина.

Подчеркивая психологическую сторону «стресса», следует отметить, что человек реагирует не только на действительно существующую опасность, но также и на угрозы и символы опасности, связанные с переживаниями в прошлом. Именно это и позволяет ему находиться в состоянии определенной готовности, приводить в действие свои защитные механизмы за тот порой ничтожный отрезок времени, который отделяет возникновение стресса от проявления его аспектов. Эта готовность является не только следствием многих социально-экономических воздействий и эмоциональных конфликтов, но и представляет собой необходимое условие выживания.

Согласно концепции Г. Селье. у большинства людей реакции на стресс являются целенаправленными и адекватными. Однако при таком понимании происходит выхолащивание самого понятия «стресс», которое как раз и обозначает именно такие влияния на организм, по отношению к которым у последнего по тем или иным причинам не может быть целенаправленных и адекватных реакций. В этом и заключается основное отличие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую, несмотря на всю ее тяжесть, человек. выполняющий ее. реагирует целенаправленно и адекватно.

Эволюция понятия стресса отражает прежде всего определенные изменения во многих областях деятельности и. в частности, не только наличие, но и появление ряда профессий, требующих от выполняющих их людей особой эмоциональной устойчивости.

Под термином «эмоциональный стресс» могут быть объединены все внешние воздействия на человека, которые, несмотря на все свое разнообразие, вызывают в целом один и тот же эффект — комплекс негативных эмоций, понижающий в той или иной степени оперативные возможности индивида либо ослабляющий прямо или косвенно общую сопротивляемость организма к заболеваниям, температурным колебаниям и т. д. Эмоциональный стресс представляет собой три взаимосвязанных компонента: 1) дистанционно возникающей угрозы: 2) ее восприятия и эмоционального переживания: 3) физиологических (а возможно, и соматических) последствий этих переживаний.