Понятие экстремальной ситуации

Сущность первого этапа, начинающегося с поступления сигнала о необходимости действовать, состоит в приведении в психологическую «боеготовность» эмоционально-волевых, умственных и физических компонентов личности сотрудника или коллектива. Трудно переоценить роль «предстартового» состояния сотрудников. До исполнителей следует довести суть и значимость их действий, общий план мероприятий, сформировать направленность на выполнение задачи. Любой из участников действия обязан твердо знать свою ближайшую цель, маршрут движения и т. п.

Залог успеха — это вселение уверенности в сотрудников. укрепление авторитета их руководителей, вера в технику, оружие, создание общего положительного настроя. Вместе с тем нельзя допускать излишней самоуверенности, перенапряженности. Оценка ситуации должна быть по возможности объективна. Недопустимо делать акцент только на трудностях. О психологическом «вхождении в работу» еще до начала непосредственного ее выполнения свидетельствуют такие внешние данные, как определенное возбуждение, повышенное настроение и собранность, сосредоточенность. быстрое, точное реагирование на окружающую обстановку и поступающие распоряжения, энергичные движения. И. напротив, на психологическую неподготовленность указывают вялость, отсутствие энтузиазма и плохое настроение, скованность движений, замедленное реагирование на команды и замечания, равнодушие. молчаливость, раздражительность и т. п. Разновидностью подобного явления может быть и « предстартовая лихорадка», излишнее волнение, показная веселость, суетливость, говорливость, невнимательность (в таких случаях надо добиваться усвоения подчиненными всех указаний, повысить контроль).

Многое зависит от эффективности инструктажа. Проводя его, нужно помнить, что следует категорически избегать формализма, казенщины, «духа караулки», которые нередко создают у сотрудников отрицательный настрой, подавленное настроение, нежелание исполнять служебный долг. Используя разнообразные методы психологического воздействия на людей, следует обращаться именно к положительным эмоциям, чувствам и качествам личности, к положительным примерам. Это тем более важно, что в экстремальной ситуации почти у всех резко возрастает элемент подражательности. эмоционального заражения.

Формирование групп сотрудников должно базироваться на знании индивидуальных особенностей людей (характер, способности и т. п.). их неформальных межличностных взаимоотношениях и опоре на подлинных лидеров. Под наиболее пристальным вниманием должны находиться те, кто назначен старшим, а также неопытные работники (таких в одиночку посылать на задание вообще не следует, за исключением тренировочных занятий).

Выше отмечалось, что при действиях в экстремальных ситуациях слово начальника, командира приобретает большой вес для окружающих. Здесь имеют важное значение и тембр голоса, и дикция. Речь командира должна быть лаконичной и предельно ясной, всем понятной, вызывающей желание выполнить все. что сказано. Сбивчивые, невразумительные, высказанные раздраженным тоном, противоречивые указания руководителя создают обстановку психологического напряжения. вызывают аффективные вспышки подчиненных. могут послужить причиной неправильного истолкования слов руководителя, повлечь ошибочные действия. Успешному выполнению задачи способствует наличие в группах особо подготовленных сотрудников (например, снайперов, водителей-асов, мастеров в применении различных средств, владеющих приемами восточных единоборств и т. п.).

После выполнения сложного задания надо обязательно дать людям отдых (проведение консультации психолога. посещение комнаты психологической разгрузки), умело переключить их на другие дела, проверить психическое состояние каждого человека, похвалить отличившихся. поблагодарить весь коллектив.

На заключительном этапе надо подвести хотя бы предварительные итоги, причем лучше отдельно с каждой категорией сотрудников. Желательно, чтобы они самостоятельно дали оценку действиям, приняли активное участие в уточнении планов действий на случай подобной ситуации.