Понятие экстремальной ситуации

Остро стоит вопрос и об отборе, подготовке руководителей и исполнителей для наиболее ответственных участков работ во многих областях хозяйственной, военной. правоохранительной деятельности в критических, экстремальных условиях.

Как показали специальные научные исследования и опыт, при возникновении особо сложных, экстремальных ситуаций резко возрастает практическая потребность в целенаправленном, квалифицированном, правильном психологическом воздействии на людей. Психологическая неподготовленность руководителей к действиям в таких ситуациях чревата непоправимыми. неоправданными и трагическими ошибками.

Какова же реакция человека на особо сложные и непривычные условия, совершенно незнакомую ему обстановку? Он либо овладевает ситуацией и поступает сознательно, либо обстановка овладевает им, и тогда он начинает действовать импульсивно.

Рекомендации научно-практического характера руководителю подразделения ОВД имеют следующие направления:

1) повседневные условия работы (учебы) должны обязательно включать в себя отдельные, наиболее типичные элементы экстремальных ситуаций (их можно «проигрывать» в деловых играх, «воссоздавать»);

2) экстремальная ситуация, как правило, снижает эффективность влияния руководителя на людей, если он «апеллирует» только к их сознательности, культуре, сугубо интеллектуальным качествам. Успеха можно достичь лишь в случае быстрого и непосредственного влияния на эмоционально-волевую сферу, побуждающую человека к действиям (либо тормозящую их), используя приемы внушения;

3) реальная опасность и неясность экстремальной обстановки вызывает высокую напряженность психического и физического состояния человека (это имеет свои плюсы и минусы). Возможны, с одной стороны, активизация всех духовных и физических сил. а с другой — отрицательные эмоции, чувства: неуверенность, пассивность. страх, даже паника (особенно в начале ситуации или при переходе к пределу человеческих сил). Воздействие сверхсильных раздражителей ведет иногда к развитию резких и существенных (патологических) изменений в психике и поведении, требуется вывод (дублирование) этого исполнителя (руководителя) из ситуации;

4) большое значение в экстремальных ситуациях имеет коллективный характер деятельности. Дух коллективизма. «чувство локтя» помогают сотрудникам преодолевать любые психологические и физические нагрузки: действуют «сборный ум» (коллективная постановка цели, принятие решения, выбор средств к достижению цели и т. п.) и коллективная воля;

5) в экстремальной ситуации значительно возрастает юридическая ответственность за своевременность и правильность действий, т. е. за практическое (а не на словах) выполнение своего высокого морального, служебного и общественного долга. Все это вызывает у неподготовленных сотрудников и руководителей такое типичное явление, как «страх ошибки», тормозящий деятельность;

6) психологи считают, что в экстремальной ситуации личность и коллектив проявляют себя наиболее полно и ярко. Умелые или неумелые действия в подобных условиях отдельного сотрудника, группы, коллектива и руководителя надо рассматривать как самую строгую. объективную проверку и оценку их подлинной готовности (профессиональной, психологической и физической);

7) весьма важное значение в особо сложной ситуации приобретают побудительные мотивы действий, которые могут активизировать (тормозить) социально полезную деятельность человека, обнажая при этом его сущность, подлинный характер его чувств, интересов и убеждений. Особый, доминирующий смысл обретает и цель действий (отдаленная и, главным образом. ближайшая). Будучи значительной и ясной, она предопределит методы и средства ее достижения;

8) в экстремальной ситуации обнаруживается и ряд других важных моментов: возрастает роль личного примера: усиливается влияние на психику такого мощного раздражителя, как вовремя и умело сказанное слово: максимального внимания требует тот, кто впервые оказался в критической ситуации.

Чтобы уяснить методы и средства, повышающие психологическую устойчивость сотрудников и коллективов, надо понять, что любая сложная ситуация, с точки зрения психологии, может быть представлена в виде трех «простых» элементов: подготовительный этап, этап выполнения задачи и заключительный этап.