Понятие экстремальной ситуации

В отличие от непатологических реакций психопатологические психогенные расстройства являются болезненными состояниями, выводящими человека из строя, мешающими его возможности продуктивного общения с другими людьми и целенаправленных действий. При этом в ряде случаев имеют место расстройства осознания, возникают психопатологические проявления. сопровождающиеся широким кругом психических расстройств. В настоящее время психогении при экстремальных условиях принято разделять на невротические реакции и состояния (неврозы), реактивные психозы и аффективно-шоковые реакции.

Из анализа общего состояния людей следует важное для планирования и организации психологических мероприятий заключение — подавляющее большинство людей вследствие психогенных расстройств являются практически нетрудоспособными (особенно в первый период развития экстремальной ситуации). Это вынуждает задать вопрос о выводе при первой же возможности из зоны экстремальных воздействий людей.

Решение о замене специалистов, особенно руководителей, должно приниматься с учетом индивидуальной оценки их состояния. В ряде случаев допустима не замена специалистов и руководителей, а временное прикомандирование к ним соответствующих дублеров (такая система полностью оправдала себя в зоне Спитакского землетрясения в Армении).

Управленческая деятельность в экстремальных ситуациях резко повышает требования, предъявляемые к интеллектуальной, особенно эмоционально-волевой сфере личности руководителя.

Работа в сложных, ответственных и неожиданных ситуациях требует наличия у руководителя высокоразвитого самообладания, умений не поддаваться действиям самых различных объективных и субъективных стресс-факторов, умений в короткие сроки отыскивать пути их устранения или снижения их воздействия, своевременно принять решение и уверенно, без колебаний, адекватно реализовать его с помощью определенной системы и. наконец, квалифицированно проконтролировать эффективность принятых им мер.

В этой ситуации на первый план выступают профессиональные умения, выражающиеся в способности руководителя успешно достигать в изменяющихся условиях сознательно поставленной новой для него цели управленческой деятельности путем творческого применения обобщенных способов и методов выполнения работ.

Являясь автоматизированными компонентами умений. навыки продолжают играть, однако, подчиненную умениям роль.

Помимо дискомфорта и острого лимитирования времени. нормальное выполнение управленческих функций в экстремальной ситуации осложняется чувством повышенной ответственности, возникающим в результате того, что ошибки, промедления, отсрочки и отказы, допущенные руководителем, могут повлечь за собой, расширение размеров аварий, последствий катастроф, увеличение количества травмированных людей, человеческие жертвы.

Качественно должно измениться также содержание и характер мышления руководителя. Так. если в нормальных условиях он мог пользоваться, трафаретными приемами мышления, то в непрерывно меняющихся, часто неожиданных в новых ситуациях гиперстресса на первый план выступают эвристические компоненты мышления, связанные с нестереотипным поведением и творческим применением знаний и навыков в практических целях.

Большое значение в сохранении психического здоровья и работоспособности руководителя имеют его выносливость. вытекающая из способности к экономной трате своих сил и рациональному распределению их по времени, так как трудности и неожиданности, опасность для жизни существуют часто в течение значительного времени, и еще нужно найти способы решения возникших проблем, ибо готовых рецептов нет.