Иные качества личности руководителя

5. Проявление строгости и требовательности (без придирчивости).

6. Умение критиковать и воспринимать критику.

7. Умение наказывать и поощрять.

8. Приветливость и тактичность.

9. Чувство юмора.

10. Умение говорить, беседовать, слушать, а также умение молчать.

Нынешним и будущим руководителям, которые может быть сейчас только слушают лекции по психологии управления или начинают свой служебный путь, можно порекомендовать следующие правила.

1. Твоя задача — вести общую техническую политику и решать ежедневно возникающие проблемы.

2. Будь внимателен к критике и предложениям, даже если они непосредственно тебе ничего не дают.

3. Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно.

4. Имей бессрочное терпение.

5. Будь справедлив, особенно в отношении подчиненных.

6. Будь вежлив, никогда не раздражайся.

7. Будь краток, говори понятно и четко.

8. Всегда благодари подчиненных за хорошую работу.

9. Не делай замечаний подчиненному в присутствии третьего лица.

10. Никогда не делай того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни.

11. Выбор и обучение умного подчиненного — всегда более благодарная задача, чем выполнение дела самим.

12. Если то. что делают твои сотрудники, в корне расходится с твоим мнением, то давай им максимальную свободу действий. Не спорь по мелочам, ибо мелочи только затрудняют работу.

13. Не бойся, что твой подчиненный способнее тебя, а гордись таким подчиненным.

14. Никогда не применяй своей власти до тех пор, пока все средства не использованы. Но в этом случае применяй ее в максимально возможной степени.

15. Если твое распоряжение оказалось ошибочным. Признай свою ошибку.

16. Всегда старайся, во избежание недоразумений, давать распоряжения в письменной форме.