Иные качества личности руководителя

Личность руководителя его опыт, деловые и характерологические особенности играют ведущую роль в управлении организациями. В работах, посвященных изучению личности руководителя, отмечается, что нельзя говорить подробно о качествах личности руководителя вообще, т. е. в отрыве от конкретного содержания его деятельности и сопутствующих ей факторов. Имеющиеся данные свидетельствуют о том. что некоторые качества, встречающиеся при анализе деятельности руководителей производства, отсутствуют в характеристиках руководителей научных коллективов. и наоборот. Специфическими качествами обладают руководители правоохранительных и воинских структур. В характере одного и того же руководителя качества, необходимые для успешной организации коллектива на решение поставленных задач, отличаются от качеств, необходимых для создания в коллективе благоприятного психологического климата.

Кроме того, взаимные соответствия личности руководителя и его деятельности характеризуются определенной динамикой. А. Л. Журавлев отмечает: «Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя в его деятельности должен рассматриваться в непосредственной связи с тем. что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих» . Однако сказанное не исключает возможности и необходимости определить в самом общем виде те требования, которым должен соответствовать руководитель любого управленческого ранга в различных социальных организациях. Требования к личности руководителя являются традиционно высокими, независимо от того, каким количеством подчиненных он управляет. Какими же основными свойствами должен обладать руководитель? К их числу можно отнести следующие:

1. Социальная направленность деятельности. Руководитель как официальное лицо должен хорошо знать законодательные и нормативные акты, которые регламентируют деятельность социальных организаций. к числу которых относится его коллектив. Он должен соответственно хорошо понимать основные тенденции в развитии современной политики, экономики - права и других сфер жизни государства.

2. Высокая компетентность в определенной профессиональной деятельности в соответствии с профилем руководимого коллектива (политика, наука, производство. правоохранительная система и др.), так как руководитель не вообще управляет людьми, а управляет их деятельностью по решению профессиональных задач. Однако в силу своей работы, связанной с организацией людей, руководитель должен владеть системой знаний и в ряде смежных областей: современной экономики, права, философии, педагогики, психологии и физиологии, этики, ораторского искусства, логики и др. Такие руководители умеют общаться с людьми, соединяя слово и дело. Они четко ставят цели деятельности, умеют их обосновать и заставить людей верить в необходимость их достижения.

3. Организаторские способности. Одно из основных качеств руководителя — умение организовать совместную работу людей. Однако совмещать решение организационно-технических задач с работой с людьми не так просто. Многим руководителям бывает легче сделать что-либо самому, чем добиваться исполнения этого от других. Это самый легкий, но самый бесперспективный путь, поскольку самому все равно всего не сделать, и со временем руководитель обнаруживает, что его подчиненные отвыкли от самостоятельности, не могут или уже не хотят самостоятельно принимать решения. А между тем в настоящее время одна из центральных задач, которую приходиться решать руководителям в своих коллективах. — это создать условия для проявления активности, инициативы, творчества людей, развития их активной мотивации.

В ряде исследований показано, что организаторские способности включают в себя следующие психологические свойства личности:

— способность отражать с достаточной полнотой психологию управляемой группы в ходе решения совместных задач;

— практическая направленность ума — овладение знаниями и умениями в области практической психологии. готовность применить их в процессе решения организаторских задач;

— психологический такт — наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми;

— общественная энергичность — способность заряжать своей энергией организуемых людей;

— требовательность — способность предъявлять к людям адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;

— критичность — способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей;

— склонность к организаторской деятельности — потребность в ней и стеничность чувств при ее выполнении.

4. Высокие моральные качества: справедливость и объективность в оценке сотрудников, гуманность, чуткость. тактичность, честность. Не только в плане своей деловой компетенции, но и в своих моральных качествах руководитель должен быть образцом для подчиненных. Ошибочно было бы ограничивать общение с подчиненными только служебными вопросами. Надо интересоваться их личными проблемами, семьей, бытовыми условиями, здоровьем, мнением сотрудников по разным вопросам, внимательно выслушивать их. даже если их мнение кажется ошибочным.

Характер руководителя проявляется в стиле руководства. ибо он служит также эталоном поведения для подчиненных. Поэтому так важно учитывать свойства характера при назначении человека на руководящую должность.

Согласно данным анкетирования, работники производственных коллективов считают, что трудно и неприятно работать с руководителем, если он неуравновешен, груб, несправедлив. Это снижает производительность труда на 50%.