Социально-психологический анализ деятельности руководителя

Характеристики, мешающие выполнению руководителем своих функций, могут выглядеть так:

> эмоциональная неустойчивость, отсутствие эмоционального контроля;

> выраженная личностная конфликтность, стремление вовлечь окружающих в решение этой конфликтности;

> сильные затруднения в общении;

> ригидность, неспособность действовать в быстро меняющихся условиях;

> высокая внушаемость, потребность в подчинении.

Таким образом, мы видим, что работы в этой области идут по пути набора необходимых характеристик личности эффективного руководителя.

Кроме того, исследования ведутся в русле изучения отдельных качеств, способствующих эффективной деятельности руководителя. Исследуя коммуникативные качества личности руководителя, выделяется два их аспекта: общительность и уравновешенность. Автор отмечает, что возрастание общительности руководителя оказывает положительное влияние на профессиональные социально-психологические показатели его деятельности, снижение же коммуникативной уравновешенности оказывает отрицательное влияние на профессиональные и прежде всего социально-психологические показатели.

Подобный подход к исследованию личности руководителя - это несколько одномерная попытка создать модель эффективного руководства. Более комплексным подходом к этой проблеме можно считать исследования по изучению стиля деятельности руководителя. Работы в этой области ведутся с использованием различных подходов к проблеме. В рамках системного подхода Ф.Фидлер выделил два стиля руководства в зависимости от сторон деятельности группы: инструментальный и эмоциональный.

Первый соответствует ориентации руководителя на задачу, второй - ориентирует на межличностные отношения.

Рассматривая деятельность руководителя как процесс принятия решения, мы выделяем следующие стили руководства:

> "автократический" - руководитель самостоятельно принимает решения на основе имеющейся информации;

> "консультативный" - руководитель в индивидуальном порядке выясняет мнение подчиненных относительно проблемы. Принимается решение, которое не обязательно отражает мнение подчиненных;

> "групповой" - руководитель обсуждает проблему в группе, все выдвигают и оценивают альтернативы решения.

Руководитель не навязывает группе свое мнение, а принимает и реализует решение, поддержанное всей группой.