Роль и место социально-психологической службы
Отдельные квалификационные характеристики, связанные между собой в целости модели специалиста, выступают в качестве эталонных, к которым последовательно. от курса к курсу, должны приближаться реальные качества и возможности студентов (курсантов). Чем ближе к окончанию вуза находится студент (курсант), тем ближе к модельным должны быть его личностные качества, знания, умения, навыки. Таким образом, модель специалиста должна носить динамический характер (смена квалификационных характеристик и связей между ними, систематическая коррекция модели в связи с прогрессом общества и изменениями в структуре реальной деятельности).
Указанная модель специалиста, практического психолога-юриста, в системе ОВД состоит из четырех уровней. Каждый из них включает в себя нижележащие в качестве подчиненных подсистем: чем выше уровень, тем больше подсистем и элементов в него входит и тем более интегрированы его функции.
Первый (самый высокий) —уровень отношений. На этом уровне задача высшей школы состоит в формировании знаний и умений, необходимых психологу-юристу для понимания других людей, совместной работы с ними, самоуправления отношениями с товарищами по учебе и труду. Необходимо обеспечить переход знаний в технику' управления своими отношениями с другими людьми.
Второй —уровень поведения. СПС с помощью научно обоснованных психодиагностических методов должна дать каждому студенту (курсанту) информацию об особенностях своей личности, научить ею пользоваться в целях самоорганизации и самоконтроля своего поведения. понимать свои сильные и слабые стороны и учитывать их как в отношениях с другими людьми, так и в управлении своей деятельностью, дать представление о профессионально важных качествах личности сотрудника ОВД. проследить ход становления, развития и проявления этих качеств в профессиональной деятельности.
Третий — уровень деятельности. Исследованию подлежит структура профессиональной деятельности практического психолога и сотрудника ОВД. а также ведущая в ней учебно-профессиональная деятельность, степень их согласованности. СПС призвана исследовать характер и содержание учебно-профессиональной и профессиональной деятельности будущего специалиста, возникающие при этом психологические трудности, разрабатывать систему упражнений для формирования умения контролировать и управлять своей деятельностью в любых условиях.
Четвертый — уровень психологических состояний. Формирование умения точно оценивать состояние свое и других людей, настроение, степень психической напряженности при решении задач разной сложности, учить курсантов приемам самоуправления — важная задача работы СПС. Успешная деятельность в любой области связана с определенной активностью личности, низкая или слишком высокая активность и напряжение приводят к желаемому результату ценой больших затрат или потерь времени, энергии и информации.
Информация о динамике психических состояний курсантов нужна и преподавателям для повышения эффективности управления учебно-профессиональной деятельностью.
Оптимальное соотношение вертикального и горизонтального контуров управления (управление и самоуправление). Вертикальная организация управления обеспечивает всей системе устойчивость и стабильность благодаря наличию стержня, скрепляющего подсистемы, принадлежащие разным уровням. Таким стержнем является конечная цель системы управления — ее главная стратегическая линия. На ее основе формируются промежуточные цели (тактические и оперативные). определяются решаемые в отдельных подсистемах задачи. Вертикальная организация функционирует по принципу подчинения, субординации.
Горизонтальная организация придает всей системе гибкость благодаря наличию большого количества относительно независимых элементов в подсистемах, возможности варьирования связей между элементами одного уровня, координации их действий, самоуправления.
Таким образом, в целостной системе управления учебным процессом, наряду с управлением по принципу субординации, осуществляются процессы координации (самоуправления).
Понятие управления применительно к человеку, группе приобретает иной смысл, отличный от того, что был принят для технических средств. Наличие у человека социальных норм ценностей, воли эмоций и т. д. не позволяет осуществлять прямое, жесткое, непосредственное управление поведением, деятельностью, психическими состояниями.
Между управляющими воздействиями преподавателя и деятельностью курсанта лежат два опосредующих их отношения уровня: уровень межличностных отношений и уровень поведения личности, а учебно-профессиональная деятельность — это деятельность личности, включенной в определенные отношения. Формирование потребности и способности к самоуправлению является также одной из важных задач СПС.