Роль и место социально-психологической службы

Сложность состава и структуры больших систем, к которым относятся и современный вуз. огромное количество возможных состояний в каждый момент времени приводят к трудностям управления, а поэтому повышение эффективности управления становится одной из актуальных проблем высшей школы. Решать ее следует на основе закономерностей, характерных для больших систем, и с учетом роли в них «человеческого фактора». Рассмотрим некоторые из этих закономерностей. Иерархическое строение. Если современный вуз рассматривать как систему управления, то можно выделить в нем три соподчиненных блока: административный, организационный и учебный. Каждый из них также представляет собой многоуровневую систему управления. Административные функции выполняют ректор. проректоры и подчиненные им отделы (учебный, научный, хозяйственный и др.). Элементами организационного блока вуза являются факультеты, кафедры, преподаватели.

Учебная деятельность может быть представлена как функциональный блок, состоящий из следующих пяти уровней.

1. Уровень отношений между преподавателями и студентами (курсантами), а также между студентами (курсантами) в ходе совместной деятельности. От межличностных отношений зависят как поведение отдельных участников этой деятельности, так и ее результаты. Кроме того, стиль отношений накладывает определенный отпечаток на психическое состояние. В свою очередь, межличностные отношения зависят от особенностей поведения отдельных участников совместной деятельности, особенностей этой деятельности, психического состояния. Уже здесь отчетливо видны соподчинение элементов разных уровней и их взаимная зависимость.

2. Уровень поведения. Поведение зависит и от статуса личности в структуре учебной группы, и от всего прошлого опыта личности, ее ценностных ориентации, самооценки, понимания своих сильных и слабых сторон. на основе которых строится своеобразие учебной деятельности. От поведения зависят и психическое состояние и физическое здоровье студентов.

3. Уровень учебной деятельности, качество которой зависит и от личности студента (курсанта), и от межличностных отношений, и доминирующих психических состояний. Но результаты деятельности сами влияет на межличностные отношения и формирование личности, а также на психические функциональные состояния организма.

4. Уровень психических состояний. Он связан как с межличностными отношениями, поведением, деятельностью. так и с функциональным состоянием организма.

5. Уровень физиологического обеспечения психологической деятельности. Функциональное состояние организма зависит от всех расположенных выше уровней. но от него (хотя и в неодинаковой степени) зависит функционирование всех «надсистем»: психологического состояния, деятельности, поведения, межличностных отношений.

Таким образом, особенностью иерархически организованных систем является подчиненность нижележащих уровней расположенным выше, цели которых определяют функционирование всей системы в целом. Это хорошо заметно в управлении вузом, где от деятельности администрации, находящейся на вершине этой системы управления, во многом зависят эффективность и качество всего процесса обучения и воспитания. Именно в административном блоке управления формируются стратегические цели, которые детализируются в виде тактических целей на уровне организационного блока и превращаются затем в оперативные цели учебного блока. Чем ближе к учебной деятельности студентов (курсантов) расположены уровни системы управления, тем непосредственней они связаны с учебной деятельностью, и. напротив, чем выше расположены они в системе управления, тем большая доля в них административного труда.

Аналогичным образом построено управление и внутри отдельных блоков (административного, организационного и учебного). И здесь более высокие уровни выполняют интегрирующую функцию, задают определяющие цели.

В административном блоке решающую роль играет ректор, в организационном — деканаты, в учебном — учебные группы, от характера межличностных отношений и «психологического климата» в которых зависят успешность деятельности отдельных студентов, их психологические состояния, физическое здоровье.

Подготовка студентов (курсантов) к совместной деятельности. развитие у них качеств личности и интеллекта. обеспечивающих психологическую совместимость. формирование установки на коллективную деятельность в будущей профессии, развитие навыков и умений, необходимых для координации своих действий с действиями других людей, углубление знаний о социально-психологических явлениях — все это выступает как новая и важная функция вузов при подготовке специалистов высокого уровня.

Реализовать эту функцию высшая школа сможет, если воспитание необходимых будущему специалисту свойств личности, интеллекта станет конечной целью системы управления. Только, став стратегической целью управления вузами, она повлияет на тактические и оперативные цели управления вузом на всех его уровнях (административном, организационном, учебном). Вот почему разработка модельных характеристик специалистов в целом приобрела в настоящее время большое значение. В этой разработке традиционно СПС принимает активное участие. Например, психологическая модель специалиста: практический психолог — юрист системы ОВД. Модель специалиста должна включать в себя все основные характеристики: каким должен быть специалист высшей квалификации по данной специальности, что он должен знать и уметь. При этом особое внимание следует обратить на такие качества, которые будут нужны специалисту завтрашнего дня (с учетом тенденций развития каждой конкретной специальности): на развитие самостоятельности. качеств творческой личности, системного мышления. общественной активности и т. д.