Регулирование деятельности и взаимоотношений подчиненных

Похвала — более развернутая оценка, положительный отзыв с анализом действий и поступков. Звучит похвала чаше всего в индивидуальной беседе на рабочем месте или на собрании, перед строем или предваряет поздравление. Похвала со стороны руководителей способствует росту самоуважения и воспринимается как стимул.

Использование данного приема предполагает соблюдение ряда требований:

— похвала должна быть не абстрактной (типа «Вы хорошо работаете» )..а конкретной, с указанием того, какие именно действия и почему заслуживают поощрения;

— похвала должна следовать сразу же за заслуживающим ее действием;

— высказывая похвалу, следует помнить, что она должна быть сообразной личному вкладу каждого работника в решении задачи: при этом, однако, никто из фактических участников не должен быть обойден.

Доверие. Когда руководитель доверяет подчиненному совершить какое-либо действие от своего имени или от имени коллектива — это также воспринимается как поощрение.

Руководитель может поручать подчиненному:

— временно решать отдельные вопросы от своего имени;

— выполнять часть своих обязанностей;

— выполнять ответственные действия, выходящие за рамки обычных обязанностей.

Стимулирующий эффект данного приема достигается за счет повышения удовлетворенности сотрудника от процесса труда и установления новых положительных отношений с руководством. Кроме того, совместное обсуждение целей подразделения способствует превращению целей коллектива в собственные, а это ведет впоследствии к тому, что указания руководства выполняются без внутренней оппозиции.

Прием используется на стадии разработки программы действий, при внедрении нововведений, для воспитания самостоятельности, инициативности и творческих способностей, а также преодоления недовольства службой. разочарования и отчаяния.

Забота. Одним из лучших способов влияния на взрослого человека является удовлетворение его потребностей: физиологических (в пище, одежде, отдыхе, безопасности): социальных (в контактах с людьми, в уважении. престиже, самовыражении, автономии, оказании помощи другим); духовных (в соприкосновении с произведениями искусства и культуры) и практических (в труде и его результатах).

Предоставление сотруднику и его семье жилья, создание нормальных условий для работы, выдача путевок на санаторно-курортное лечение, организация отдыха — эти и многие другие вопросы, как правило, не решаются без надлежащей заботы со стороны руководителя. В свою очередь проявленная о подчиненном забота вызывает у него чувство благодарности руководству. желание трудиться еще лучше и воспринимается как стимул. При этом не обязательно руководствоваться «принципом вентиля», т. е. заботиться тем больше, чем большие результаты в работе приносит сотрудник. Известно немало случаев, когда помощь в трудную минуту приводила к коренной перестройке в поведении даже самых, казалось бы. неисправимых подчиненных.

Награда — это поощрение подчиненного с выдачей реальных материальных ценностей. Следует отметить, что необходимо искать новые формы стимулирования труда, придерживаться широкого и гибкого их применения в коллективах. Большое значение при этом имеет улучшение условий труда, быта и отдыха работников. забота о благоприятном социально-психологическом климате в коллективе. В тех коллективах, где подчиненные чувствуют заботу о себе и в то же время знают, что недобросовестность, нечестность в работе не останутся незамеченными, получат соответствующую оценку и в материальном и в моральном плане. Поэтому они трудятся с полной отдачей, в атмосфере уверенности и оптимизма.