Убеждение

Выдвижение гипотез. Гипотеза, как известно, скорее научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Она используется чрезвычайно широко и в научном докладе, и в лекции, и в индивидуальной беседе, и на инструктивном совещании. Обладая способностью выдвигать продуктивные гипотезы, руководитель или сотрудник в значительной степени может повысить результативность своей деятельности.

Гипотеза — это догадка, указывающая путь к достижению результата. Гипотеза нужна, когда исходных данных недостаточно либо их получение на первом этапе связано со множеством трудностей. Без гипотез невозможны получение н прививание научных знаний, а также управление коллективом.

Психологический механизм приема объясняется способностью человека на основании своего опыта предугадать наступление тех или иных событий либо по отдельным деталям воссоздать картину прошлого, ставить себя на место другого и «думать так. как думает он». В психологии эти явления получили название антиципации и рефлексии. Гипотезы нуждаются в проверке и подтверждении научными или практическими фактами. Оправдавшиеся предположения способствуют повышению авторитета лиц. их выдвинувших.

Объяснение. В тех случаях, когда выдвигаемый тезис. определение или гипотеза недостаточно ясны и понятны для понимания, когда сотрудник не делает того, что нужно делать, прибегают к объяснению. Поэтому ставится задача устранить трудности и облегчить восприятие информации. Обычно это более подробное и широкое толкование с использованием понятных терминов, с приведением дополнительных сведений, с указанием случаев практического применения предлагаемых идей и новшеств. Разъясняя новый закон, например. осуществляют толкование норм, описывают случаи его возможного применения, приводят факты нарушений и бездействия должностных лиц. Поскольку объяснение адресуется интеллекту сотрудника, то добиваются, чтобы он что-то усвоил, запомнил, принял. Однако он должен усвоить не отдельный факт, а пространственно-временную или методологическую связь явлений, чтобы стать единомышленником. Руководителю важно, чтобы сотрудник думал, чтобы сосредоточился на представлениях, а для этого первый должен взять на себя функцию помощника в деле, завершить которое должен сотрудник. Далее он следит за ходом мыслей сотрудника, ждет появления понимания или непонимания (для этого внимательно наблюдают за действиями и выражением лица), чтобы завершить объяснение или прибегнуть к новым действиям.

Используются следующие виды объяснения:

— комментирование (объяснение на основе изложения рассуждений, пояснительных и критических замечаний);

— толкование (объясненне. определяющее смысл);

— упрощение (изменение первоначальной информации и приведение ее в удобный и доступный для восприятия вид);

— пересказывание (повторное последовательное и подробное изложение).

В случае положительного отношения к подчиненному вероятность эффективности использования приема возрастает. Это связано в первую очередь с такими качествами сотрудников, как независимость, искренность. критичность, благодарность, способность к сотрудничеству, доброта, бескорыстие, откровенность и дружелюбие.