Убеждение

При передаче информации следует придерживаться ряда логических, психологических и этических правил. Информация должна отвечать профессиональным потребностям: быть ясной, точной, содержательной, интересной и. по возможности, краткой. Информируя других. следует сдерживать себя, не допускать оскорбительных выпадов и сообщения сведений, составляющих чью-либо тайну. Необходимо тз.кзкс быть осторожным при сообщении неприятных известий. Информирование может быть индивидуальным и групповым.

Выдвижение тезиса. Тезис — это мысль или положение. истинность которого требуется доказать. Самое простое воздействие может не содержать ни средств привлечения внимания, ни средств аргументации. Одного лишь тезиса бывает достаточно, чтобы вызвать нужную реакцию. В лекции, беседе, статье можно одновременно выдвигать несколько тезисов. Как правило. в тезисе заключается основная мысль, идея, требование. цель или задача. Тезис должен быть истинным, не содержать противоречий, предполагать наличие фактов, его подтверждающих.

В ситуации дефицита времени, когда внимание уже привлечено другими лицами (докладчика кто-то представил) или положением субъекта воздействия, можно начинать с непосредственного изложения тезиса. Психологическое и логическое значение тезиса заключается в том. что он концентрирует внимание, направляет мышление по заданному, четко очерченному, наиболее экономному пути, исключает лишние недоразумения и конфликты.

Итак, тезис — это основная мысль начальника. При проведении занятия с сотрудниками, в выступлении на собрании или беседе с подчиненными во многих случаях целесообразно начинать с доведения тезиса(ов).

Определение понятий. В ситуации, когда главной целью убеждения является информирование о научных или практических достижениях и предмет рассмотрения достаточно изучен, прибегают к определению понятий как совокупности суждений и существенных признаков о каком-либо предмете или классе предметов.

Давая определение предмета обсуждения, обычно указывают на его признаки. При этом определение будет тем полнее, чем больше признаков будет перечислено. Поскольку полное перечисление невозможно. прибегают к различным приемам, облегчающим определение понятий. К ним относится определение понятия через ближайший род и видовое отличие. В этом случае определение начинается с указания рода, в который в качестве вида входит определенное понятие. Например: «Психология — это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития». Здесь «наука» — понятие родовое.

В других случаях используют генетический прием определения через указание источника или способа происхождения предмета либо явления. Так сентенция «Дисциплина есть строгое и точное соблюдение порядка и правил» — генетическое понятие. Определение понятий чаше всего используют на лекциях и групповых занятиях. Не лишним будет к нему прибегнуть, когда разговор зашел в тупик из-за взаимного непонимания сторон. Иная лекция может содержать множество понятий и не вызывать скуки. Скорее наоборот, при отсутствии учебных пособий, обилии и сложности информации такой подход нравится обучаемым. Привлекающими факторами здесь, несомненно. служат конкретность, лаконичность изложения, возможность познать материал без излишней «воды».