Сущность и виды конфликтных ситуаций

Некоторые психологи считают, что конкуренция и конфликт относятся к разным сферам реальности. В качестве таких сфер выступают объективная конфликтная ситуация, составляющая основу конфликта, и конфликтное поведение, представляющее собой способ взаимодействия участников конфликта, возникающий при осознании ситуации как конфликтной.

Конкуренция понимается как характеристика ситуации взаимодействия, внешне заданный тип взаимосвязи сторон, который предполагает негативную взаимозависимость целей — один выигрывает только в том случае. если другой проигрывает.

Конфликт, объективным признаком которого является столкновение несовместимых действий, т. е. таких. которые направлены на пресечение, срыв, обструкцию других действий, является характеристикой не ситуации, а межличностных отношений. Решающее условие вступления в конфликт — это не столько сам по себе факт несовместимости действий, сколько восприятие несовместимости, и тогда конфликт становится психологической реальностью.

Функции конфликта. Конфликт как неотъемлемый элемент социального бытия личности и группы может выполнять и выполняет две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную).

Поэтому цель, согласно большинству современных западных авторов, состоит не в том. чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том. чтобы найти способ сделать его продуктивным.

В общем плане возможность конфликта выполнять конструктивную функцию связывается с тем. что конфликт предотвращает «застой» и «омертвление» индивидуальной и групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение вперед. Конфликт объективизирует источник разногласия и тем самым позволяет устранить его. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта является отрицание предшествущих отношений между сторонами, способствуя созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптирующую функцию. Позитивные последствия конфликта для отдельного человека могут состоять и в том, что посредством его будет изжита внутренняя напряженность. разрешена фрустрирующая ситуация. В этом смысле конфликт рассматривается как одно из средств самоутверждения и самоиспытания личности, поскольку позволяет каждому участнику испытать на опыте свои способности и активно их использовать.

Межгрупповой конфликт, предполагающий угрозу извне, есть необходимая предпосылка внутригрупповой солидарности индивидов, отвечающих единством на внешнюю опасность. Таковы «группоинтегрирующие» последствия интергрупповых столкновений. Аналогичны «стабилизационные» последствия у внутригруппового конфликта, который ориентирует членов группы на защиту ее единства, причем борьба против «раскольников» интенсифицирует сплочение индивидов.

Деструктивным конфликт является в том случае, если его участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что «что-то потеряли». Если же все участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта, то конфликт продуктивен. Одна из главных задач изучения конфликта — выявление факторов, определяющих развитие конфликта по конструктивному или деструктивному типу.

В качестве основы для решения данной задачи можно использовать принципы закона социальных отношений, согласно которому характерные процессы и эффекты, обусловленные данным типом социального отношения (кооперативным или конкурентным), имеют тенденцию усиливать вызвавший их тип социального отношения. В этом случае конфликт между сторонами. находящимися в кооперативной взаимосвязи, менее разрушителен, нежели имеющий место между участниками конкурентного процесса. Течение и способы разрешения деструктивного и конструктивного конфликта существенно различны, как различны породившие их типы социальной взаимосвязи. Отличительной чертой деструктивного конфликта, предполагающего конфронтацию сторон, является тенденция к расширению и эскалации. В результате такой конфликт нередко становится независимым от породивших исходных причин и может продолжаться и после того, как эти причины уже исчерпаны, обесценены или забыты. Расширение конфликта осуществляется по разным направлениям: вовлечение новых участников: увеличение затрат — предположительных и действительных — конфликтных сторон; интенсификация отрицательного отношения между сторонами; возрастание объема и числа немедленных высказываний и действий; рост числа прецедентов, возникших в результате конфликта и т. д.

Продуктивное развитие конфликта, предполагающее совместную концентрацию усилий сторон на решение конфликтной проблемы, в своих главных чертах сходно с процессом творческого мышления. Как и решение творческих задач, оно осуществляется в несколько этапов: от познания проблемы и неудачных попыток решения ее традиционными средствами через фрустрацию и дискомфорт к озарению, позволяющему увидеть проблему в новом ракурсе и найти ее новое решение.

В поисках методов формализации ситуации конфликтного взаимодействия западная социальная психология обратилась к интенсивному освоению некоторых разделов математики, прежде всего — теории игр. Под конфликтной здесь понимается ситуация, в которой участвуют различные стороны, наделенные различными интересами и возможностями выбирать доступные для них действия в соответствии с этими интересами. Формальные модели принятия оптимальных решений в подобной ситуации как раз и изучаются теорией игр. где игра выступает как способ описания столкновения интересов.