Сущность и виды конфликтных ситуаций

Несмотря на различия в предполагаемых источниках тревоги, авторы теорий личности согласны в одном: существует большое число защитных механизмов. до известной степени обеспечивающих человеку избавление от тревоги. Следует отметить, что тревога и функционирование психологической защиты связаны еще и с другими трудными ситуациями, а не только с конфликтом — фрустрация, кризис, стресс. Рассмотрим несколько известных примеров психологической защиты.

Вытеснение. Механизм вытеснения впервые был описан 3. Фрейдом и представляет собой наиболее прямой путь избегания тревоги. В резльтате вытеснения человек не помнит трудные события прошлого, глубоко затрагивающие эмоции, испытав унизительный личный провал, может, благодаря вытеснению, совершенно забыть о перенесенном и это совершается автоматически. ненамеренно. Человек, переживший эмоциональный кризис, может забыть не только сам конфликт, но и все. что могло бы о нем напоминать, включая собственное имя.

Рационализация — это когнитивное преобразование конфликта. Человеку свойственно стремление понять свой жизненный опыт. Он ищет объяснение не только внешним явлениям, но и своему собственному поведению. своим чувствам. Когнитивные (познавательные) процессы, направленные на это. подвергаются искажающим воздействиям эмоциональных и мотивационных факторов. Человек объясняет себе свое поведение и чувства в конфликтных ситуациях таким образом, чтобы сохранить самоуважение и избежать тревоги.

Рационализация может принимать различные формы. В случае личного провала или нарушения моральных принципов человек может найти ложные, но уважительные причины для оправдания своего поведения. Предприниматель не стыдится мошенничать с налогами, нарушать условия договора, потому что бюрократы в правительстве напрасно истратят заработанные тяжелым трудом деньги, а также еще и потому. что «все так делают».

У лисы из басни «О винограде, который зелен» множество человеческих прототипов: человек, говорящий, что работа, откуда его уволили, и так «давно ему неинтересна»; подчиненный, не установив нормальные отношения с начальником или сотрудниками, рассказывает. что «они некомпетентны». Ту же роль, что и феномен зеленого винограда, может играть феномен сладкого лимона: человек, попадая в конфликтную ситуацию с помощью рационализации начинает находить их вполне желательными — уволенный с работы и поступивший в другое место, он начинает говорить, что «новая работа гораздо интереснее».

Рационализация обычно включает в себя комплекс объяснений, а не одно-единственное: такой комплекс делает рационализацию менее уязвимой: у человека оказывается несколько линий обороны. Если одна линия прорвана, то остальные продолжают выполнять функцию защиты.

В легкой форме рационализация играет благотворную роль, защищая человека от тревоги в ситуации конфликта, и тем самым давая возможность прийти к адаптивному решению возникшей проблемы. В своих крайних формах, однако, рационализация может привести к тому, что человек запутается в.сетях обманчивых самооправданий и не сможет рационально оценить возникшую перед ним проблему.

Проекция. Человек не осознает своей вины или негативной черты (агрессивность, упрямство, цинизм, скаредность и т. д.). но видит их в других, т. е. он их проецирует.

Негативной стороной этих и других защитных механизмов является искажение (отрицание реальности). Межличностный конфликт, в собственном смысле слова, есть борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств необходимых для удовлетворения притязаний, системы ценностей, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников. Необходимо различать конфликт как средство достижения определенного результата и конфликт как самоцель. Конфликты первого лита (реалистические) стимулируются намерением достичь некоторой цели, могут быть заменены некоторым другим типом взаимодействия, если конфликт будет расценен как неадекватное средство получения желаемого результата. Конфликты второго mima — нонреалистические — порождены не конкурирующими целями сторон, а необходимостью снятия напряжения по крайней мере у одной из них. Здесь также возможны альтернативные решения, но касаются они лишь выбора противника для снятия напряжения, а не наиболее приемлемой для реализации поставленной цели модели взаимодействия.

Социальный конфликт — это любая социальная ситуация (процесс), в которой две или более социальных единицы связаны, по крайней мере, одной формой психологического или интерактивного антагонизма. Психологический антагонизм — это эмоциональная враждебность и сходные с ней явления. Интерактивный антагонизм понимается как взаимодействие, строящееся по типу борьбы и вмешательства в дела противоборствующей стороны.

Французский социальный психолог- Таузард отмечает. что социальный конфликт не может быть полностью описан с помощью психологических категорий: враждебность, агрессия не всегда присутствуют в социальном конфликте, и потому он не может быть низведен до собственных аффективных и импульсивных аспектов. Поэтому сам конфликт определяется автором как «ситуация, в которой действующие лица (индивиды. группы, организации, нации) либо преследуют несовместимые цели и ценности, либо одновременно в конкурентной манере стремятся к достижению одной и той же цели».

Некоторые авторы определения межличностных конфликтов. как продиктованные конкурентной ситуацией. критикуют за происходящее при этом смещение понятий конфликта и конкуренции (соревнования).

Разграничение конкуренции и конфликта обычно проводится с трех различных точек зрения. Согласно первой из них. соревнование (конкуренция) есть тот же конфликт, но легитимированный, регулируемый определенными правилами, а потому ограниченный. Действия участников здесь в равной степени могут или не могут быть направлены друг против друга с намерением воспрепятствовать достижению цели противником. Согласно второй точке зрения, отличие конкуренции от конфликта заключается не в правилах как таковых, а в тех функциях, которые этими правилами регламентируются. В случае конкуренции элементы конфликта хотя и присутствуют, но ограничиваются правилами, которые служат либо общим интересам участников, либо интересам какой-то третьей стороны.

Согласно третьей позиции, конкуренция и конфликт могут быть разграничены при помощи понятия «власть», определяемого как возможность субъекта (индивида, группы, организации, нации) влиять на образ действий другого субъекта, модифицируя или контролируя его поведение, установки или чувства. Соревнование характеризуется как «параллельные» поиски субъектами одной и той же цели, оно мотивировано желанием выиграть. а не причинить ущерб противнику. Однако в том случае, когда контроль над поведением другого становится осознанной целью или единственным средством достижения результата, соревнование может перерасти в конфликт.