Сущность и виды конфликтных ситуаций

Жизненная практика показывает, что межличностные отношения часто связаны с конфликтами. Конфликты являются неотъемлемой составляющей человеческих отношений и они закономерны. Когда две стороны находятся в контакте, то независимо от причины их взаимодействия, всегда существует вероятность возникновения конфликта. Они могут согласовывать свои противоречивые позиции при достижении совместной цели: иметь разногласия по поводу самих целей, к которым им следует вместе стремиться. или оказаться в разладе из-за каких-то личностных противоречий, агрессивных нападок друг на друга. предшествующего негативного опыта и т. п.

Любому современному человеку, тем более руководителю. важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и навыками его эффективного управления.

В социальной психологии пока нет общепризнанного определения понятия конфликта. Некоторые специалисты рассматривают конфликт как противоречие между работниками из-за несовместимости их потребностей. мотивов и целей деятельности, отношений и взглядов, психологического склада.

К. К. Платонов определяет конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями при наличии попыток разрешения противоречия на фоне эмоциональных состояний. А. А. Ершов понимает под конфликтом действие противоположных, несовместимых в данной ситуации тенденций, мотивов, интересов. типов поведения2. По мнению Н. В. Гришиной. конфликты можно рассматривать как реакцию людей на препятствие к достижению разного рода целей совместной деятельности, на поведение других, не соответствующее ожиданиям, а также как реакцию на почве несовместимости характерологических шаблонов поведения, несходства культурных основ и потребностей.

Как видим, конфликты определяются либо через понятия «противоречие», «столкновение», либо через представления о реакциях людей на какие-то несоответствия, встречающиеся в их жизнедеятельности.

Социально-психологический конфликт как предмет познания можно определять с личных сторон. Конфликт. даже внутри личностный — чаще всего явление межличностных и групповых отношений. Функциональная роль конфликта обусловлена необходимостью и целесообразностью изменений в межличностных отношениях, в их иерархической структуре, статусе личности, социально-психологическом климате группы, ценностных ориентациях членов группы и т. п.

С точки зрения сущности этих отношений, конфликт есть проявление противоборства, т. е. активного столкновения принципов, мотивов, установок, эталонов поведения. С точки зрения целей, конфликт отражает желание людей утвердить свою позицию, их поступки, т. е. самоутвердиться. С точки зрения состояния межличностных отношений, конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном, поведенческом уровне. Деструкция будет носить временный (в случае разрешения конфликта) или длительный (в случае неразрешимости конфликта) характер.

Если рассматривать субъекты конфликта, то их можно определить как своеобразную форму коммуникации в системах: человек — человек: человек — группа: человек — часть группы; часть группы — часть группы; группа — группа.

Если рассматривать конфликт с позиций эмоционапъно-мотивационных состояний конфликтующих личностей, то его можно определить как эмоционально насыщенную реакцию, одновременно защитную и ответную на неблагоприятные травмирующие личность ситуации, на препятствия в достижении каких-либо целей (фрустрацию), на стресс и т. п.

Развитие конфликта можно рассматривать как интеллектуальный процесс решения мыслительной задачи. так как он связан с возникновением проблемы, созданием проблемной ситуации, принятием решений, решением возникшей проблемы алгоритмизированным (по правилам) способом или в большей мере интуитивным.

С результативной стороны конфликт выступает как дезинтегрирующая сила человеческих отношений, а его преодоление — как интегрирующая.

В тактическом плане регулирования межличностных отношений конфликт — одно из крайних средств изменения.

С этической стороны конфликт представляет собой социально нежелательный вариант проявления человеческих противоречий. Но внутриличностный конфликт, как противоречие между новыми сформированными потребностями и возможностями их удовлетворения. как противоречие между сложившейся системой ценностных ориентации личности и новыми требованиями социальной среды, является движущей силой психологического развития личности (и в сторону прогресса, совершенствования, и в сторону регресса. девиаций, делинквентности личности).

Определения конфликта, которые дают представители западной социальной психологии, нередко несут на себе отпечаток философии прагматизма и выражают установку личности на доминирование.

Проблема межличностного конфликта стала объектом интенсивного изучения в социальной психологии на Западе (прежде всего в США), начиная с 60-х гг. нынешнего столетия.