Понятие о группе. Классификация групп

6. В соответствии с общественным статусом выделяют группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Формальная группа формируется по воле других социальных вышестоящих групп (организаций) в соответствии с потребностями общества, задачами организации труда, подготовки кадров и т. п. Признаками формальной группы являются:

1) юридически фиксированный статус (например, приказ министерства об организации вуза);

2) нормативно закрепленная структура и предписанный алгоритм деятельности (например, приказ ректора о принятии абитуриентов в вуз. распределении студентов по учебным группам, утвержденное учебное расписание и т. п.). распределение должностей, их обязанностей, окладов и т. д.;

3) наличие назначенного сверху или избранного руководителя, обладающего правовой властью (контроль. отчетность, поощрения, наказания и т. п.).

В формальных группах, предназначенных для решения производственных задач, преобладают деловые отношения между сотрудниками и руководителями.

Неформальная группа сверху никем не организовывается. а возникает спонтанно на основе появляющихся между людьми симпатий и антипатий, сходных интересов, дружбы, взаимопомощи и т. д. Неформальные группы могут складываться как внутри формальных групп (на основе общей профессиональной направленности), так и выступать как изолированные сообщества вне совместной профессиональной направленности (на основе общих интересов — спортивных. игровых, дружеских).

Общими признаками неофициальных групп являются:

1) внутренние психологические стимулы их формирования на основе межличностных отношений;

2) отсутствие официальных нормативных предписаний. алгоритмов деятельности, распоряжений о распределении ролей;

3) наличие лидера, т. е. лица, выбираемого самой группой на основе его высокой компетентности в соответствующем виде деятельности и личностной привлекательности для всех членов группы.

Все приведенные нами критерии для выделения (классификации) видов групп как сложных социальных сообществ должны приниматься во внимание при характеристике конкретных групп. Например, учебная студенческая группа моясет быть одновременно охарактеризована как малая, реальная, контактная, формальная, высокоорганизованная (коллектив) и т. д. Полная и всесторонняя оценка каждой группы требует комплексного подхода.