Понятие о группе. Классификация групп

В отечественной и зарубежной социальной, педагогической, промышленной психологии большое внимание уделяется вопросам организации коллективов как устойчивых саморегулирующихся и продуктивных групп, в которых не подавляется индивидуальная инициатива, но при этом все творческие способности сотрудников направляются на оптимальную эффективность в достижении основных целей (производственных. научных, учебных, спортивных и др.) соответствующих организаций.

5. По значимости конкретной группы для личности выделяют группы включения и референтные группы.

Группа вкпючения — это малая контактная группа. в которую включен конкретный индивид и которую он всегда оценивает с точки реализации своих возможностей. своих социальных позиций, уровня притязаний. а также дает ему определенную оценку.

Референтная — это реальная или условная группа, которую индивид считает для себя эталонной, на нормы и ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Индивид может считать референтной свою группу, в которую он реально включен. Он может считать эталонной какую-либо другую реальную группу, к которой хотел бы принадлежать (например, для спортсмена эталонной группой может служить престижная спортивная команда, для ученого — известная исследовательская лаборатория и т. п.). Референтная группа может быть условной, воображаемой (герои книг, исторические личности и т. п.).

Референтная группа может выполнять две основные функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция референтной группы состоит в том. что она может выступать как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации личности, т. е. влиять на формирование мотивационных установок человека.

Сравнительная функция референтной группы выступает в качестве эталона-образца, с помощью которого индивид может некоторым образом оценить себя и других людей по определенным критериям: уму, таланту, профессиональному мастерству. Эту функцию можно назвать еще перцептивной, так как она влияет на восприятие индивидом себя и окружающих.

Нормативная и сравнительно перцептивная функции могут быть представлены для индивида как в двух различных, так и в одной и той же группе.

Выделяют также «положительные» референтные группы, к которым индивид желал бы принадлежать в силу присущих ему идеалов, и «отрицательные» референтные группы, вызывающие неприятие у индивида (отрицательный образец). Поэтому конформность по отношению к одной референтной группе может сочетаться с негативизмом по отношению к другой. У каждого человека (взрослого или подростка) обычно одновременно имеется несколько референтных групп в соответствии с присущим ему разнообразием интересов и видов деятельности (семья, учебная группа. спортивный клуб, музыкальный ансамбль).

Мы иногда сталкиваемся с учащимися, которые равнодушны к учению, ко всему окружающему, к воспитателям и авторитетам вообще. Но все это обычно связано с тем. что мы не смогли выявить их подлинную референтную группу, по отношению к которой они ведут себя совсем иначе, чем в учебной группе, которую они не воспринимают в качестве референтной. Наличие у одной личности нескольких референтных групп может стать для нее источником конфликтных ситуаций. особенно в тех случаях, когда эти группы имеют разнонаправленные ценностные ориентации. Это может стать источником внутриличностных конфликтов. негативных эмоциональных переживании и срывов. требующих практической помощи психолога и психотерапевта.