Внушение

В отличие от убеждения, где один человек воздействует на других в основном силой логики и различными аргументами, при внушении осуществляется целенаправленное словесное или образное воздействие, вызывающее некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. По В. М. Бехтереву, внушение есть не что иное, как вторжение в сознание (или прививание к нему идеи), происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания (религия, гипноз).

Некоторое время в отечественной психологии, педагогике игнорировали внушение как метод воспитания. Считалось, что внушение подавляет волю, снижает критичность мышления до слепой веры и только убеждением можно воспитывать сознательных идейных борцов. В то лее время в психотерапии использование внушения в бодрствующем состоянии и в гипнозе имеет длительную историю и показало значительную эффективность. Согласно концепции А. М. Сводяща. объясняющей механизм внушения, в мозгу человека протекают процессы верификации информации, т. е. определение ее достоверности. Из значительного количества обрушивающейся информации более сложная подвергается логической переработке и оценке. Большая же часть ее подвергается автоматической неосознаваемой оценке с точки зрения достоверности и значимости.

Благодаря этому, организм не загружая сознание, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые к нему либо не имеют отношения, либо несут несущественную или ложную информацию.

Воздействие внушением заключается в организации и доведенной до объекта информации в таком виде, чтобы она не вызывала сомнения в ее ценности, значимости и усваивалась без анализа. Для этого вначале необходимо преодолеть некоторые барьеры. Болгарский психотерапевт Г. Лозанов утверждает, что с возрастом у человека формируются три барьера: критическо-логический. интуитивно-аффектный и этический. Все, что не содержит впечатления добронамеренной логической выдержанности, доверия и чувства уверенности, все, что противоречит этическим принципам личности, как правило, отбрасывается.

В этой связи Г. Лозанов предлагает такие преодоления данных барьеров:

— авторитет источника воздействия;

— инфантилизация (создание атмосферы раскрепощенности. подлаживания, игривости, подобно той, что царит в детских играх);

— двуплановость (подключение дополнительных раздражителей: мимики, пантомимики, декорации);

— интонации;

— ритм;

— псевдопассивность (налаживание спокойного отношения. доверия к источнику информации, снятие страха перед возможной неудачей).

Методика Г. Лозанова (суггестопедия) явилась новым эффективным методом обучения иностранному языку, скорочтению, машинописи. Нет препятствий и для распространения метода внушения на воспитание и управление.

Прямое внушение. Внушение достигается путем непосредственного словесного воздействия эмоционально насыщенным, повелительным тоном. Словесная формула при этом имеет вид прямой речи, обращенной к объекту воздействия. В ней выражается требуемое поведение либо состояние, которое должно наступить сразу же после высказанных слов. Фразы должны быть резкими (но не оскорбительными), которые легко запоминаются. Наиболее важные фразы следует повторять несколько раз. Речь внушающего может сопровождаться средствами, усиливающими эффект воздействия (жесты. мимика, интонация и ритм). Громкость речи варьируется в зависимости от индивидуальных состояний и важности той или иной фразы в формуле.

В деятельности руководителей внушение чаще всего сочетается с убеждением и используется в ситуациях. когда невозможно преодолеть недостатки подчиненного (робость, страх, неряшливость, лживость и др.) путем разъяснения их нежелательных последствий. Тогда приходится приказывать, запрещать, «выталкивать» отрицательные переживания и состояния.

При решении подобных вопросов очень важно определить причину, вызывающую то или иное поведение. Если, например, сотрудник очень волнуется в ожидании предстоящего выступления перед аудиторией, то вероятно. он переоценивает уровень развития слушателей, значимость своих слов и последствие ошибок. В таком случае нужно снизить значимость этой ситуации предложениями типа: «Успокойтесь. Вы грамотный человек. У вас отличный доклад. Войдите на трибуну — сделайте глубокий вдох и медленно выдохните. Волнение пройдет. В зале находятся ваши друзья. Смотрите на них и говорите для них. Рассказывайте им все. что вы приготовили. У вас громкий голос. Вы не торопитесь. Дыхание спокойное, ровное...».

Как видите, здесь нет никаких разъяснений или аргументации. Подчиненный успокаивается, поскольку утвердительным тоном ему внушается уверенность в благополучном исходе выступления.

Прямое внушение может быть положительным и отрицательным, т. е. можно внушать положительные и отрицательные состояния. Как же они влияют на эффективность деятельности?

Косвенное внушение Внушение этого вида довольно эффективно используется в практике. В отличие от прямого, при косвенном внушении всегда прибегают к помощи добавочного раздражителя. Словесной формулы может не быть совсем. Сила воздействия начальника, например, при этом заключена не в словах. а в его внешнем виде, в авторитете, в обстановке кабинета и предметах на его столе, в том. как он ведет себя в различных ситуациях. Воспринимая руководителя. подчиненный приходит к выводу типа: «Если начальник так спокоен в этой ситуации, бояться особенно нечего». Ввиду этого руководителю следует по заботиться о своем внешнем виде и о создании в своем кабинете обстановки, подчеркивающей значимость того, что он делает и чего добивается от подчиненных.

Характер и авторитет руководителя — слов не бросает на ветер, ни одно нарушение не остается безнаказанным — показывает наглядный пример подчиненным в своем поведении: исполнителен, точен, не пересекается с подчиненными и вышестоящим начальством.