Социально-психологические феномены поведения личности в группе

Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке. Вот примеры некоторых искажений.

«Эффект ореола» — влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если у сотрудников или руководителя группы сложилось положительное мнение о человеке, то его плохой поступок воспринимается как случайность. И как случайность воспринимается хороший поступок человека, которого все считают плохим. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут работать в конкретной группе, поскольку хорошее не замечается. а недостатки утрируются.

«Эффект последовательности». На суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения о нем. предъявляемые в первую очередь. Обычно недоброжелатель, желающий навредить человеку, спешит сообщить о нем что-то порочащее новому начальнику. На таком установочном фоне человеку трудно оправдаться и что-то доказывать. И пройдет немало времени пока руководитель разберется в ситуации и оценит, кто есть кто.

«Эффект авансирования» — это когда человеку приписывают несуществующие достоинства, а затем разочаровываются, сталкиваясь с его поведением, которое неадекватно сложившемуся о нем положительному представлению.

«Эффект проецирования на людей собственных качеств» вызывает установку на ожидание соответствующего поведения. Этот эффект очень часто проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека. Д. Карнеги обращает внимание на формирование умения взглянуть на происходящее глазами другого человека, а не по обычной схеме: «Я бы так не поступил» . Конечно, холерик не будет вести себя как флегматик, поэтому и не следует этого ждать от него.

В качестве особого вида установки выделяют явление аттракции. Аттранция (букв, привлечение) — вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент привлекательности данного человека для других. На проявление аттранции влияют такие обстоятельства, как сходство характеристик партнеров по общению, близость. частота встреч, взаимопомощь и возникающие на этой почве положительные эмоциональные отношения. Поэтому аттранцию можно рассматривать как функцию эмоциональной регуляции межличностных отношений в группах, в которых аффективная сторона межличностных оценок значительно преобладает над рациональной ее стороной.

Конформизм (от позднелат. conformis — подобный, сходный) — это осознанное или неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Понятие конформизма близко к принятому в нашей общественной психологии понятию внушаемости. Выше мы уже рассмотрели явление внушения, которое оказывает группа на индивида. Но люди поразному поддаются этому внушению или вообще не поддаются ему в силу присущей им степени внушаемости. конформности. От внушаемости как формы непроизвольного и некритического принятия чужого нения конформизм отличается тем. что наряду с неоознанным подражанием может иметь и произвольные его формы. Конформизм — это податливость личности реальному или воображаемому давлению группы. проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства, даже если эта позиция ранее не принималась субъектом. Различают три типа конформизма.