Когнитивные процессы личности

4. Речь — это система процессов, обеспечивающих передачу и усвоение информации, социальное управление людьми, самосознание и саморегуляцию деятельности. Обязательным качеством руководителя должна быть высокая культура речи, владение устной и письменной речью, умение использовать речь как средство общения, убеждения и руководства людьми.

5. Внимание Саттенционные процессы — это особая форма ориентировочной деятельности, которая позволяет человеку в условиях обучения и профессиональной деятельности" выделять и четко воспринимать объекты на фоне окружающей среды. Например, при управлении потоками транспорта сотрудник ГАИ должен из огромной массы воздействующих раздражителей быстро выделять основные, релевантные для решения его оперативных задач сигналы. При организации профессиональной деятельности важно учитывать свойства внимания человека: объем, устойчивость, помехоустойчивость, распределение, переключение, которые могут выступать в качестве профессиональных способностей (например, в деятельности спортсменов, операторов и др.). Устойчивость внимания — важнейшее условие продуктивности учебной и практической деятельности, наблюдательности. Отсутствие указанных свойств внимания — одна из основных причин аварийных ошибок в управлении техникой и людьми.

6. Воображение (фантазия) — это процесс формирования новых образов на основе переработки образа памяти, т. е. прошлого опыта субъекта. Воображение — основа творчества, изобретательства, предвидения возможных событий. Для активизации воображения как способности к творчеству и предвидению необходимы:

— тренировка сотрудников в воссоздании определенных производственных ситуаций (успешных или аварийных) по их описанию;

— предотвращение вымышленных ситуаций, самоконтроль мышления;

— развитие прогностических способностей в предвидении аварийных или конфликтных ситуаций и их возможных последствий.

Эффективность протекания познавательных процессов связана с двумя видами факторов деятельности человека.

1. Объективные факторы связаны с социальными и природными процессами, с воздействиями людей друг на друга, организацией учебной и производственной деятельности. К ним относятся:

— рациональная организация учебной и производственной деятельности (четкие планы, программы, цели, инструкции и др.);

— методика обучения (технические средства, наглядность, методы изложения информации, организация действий персонала с учетом закономерностей познавательных процессов, восприятия, памяти и др.);

— опыт и мастерство инструктора и руководителя, его авторитет, педагогический такт и др.;

— содержание и уровень трудности профессиональных задач для сотрудников;

— организация систематического контроля и адекватность оценки знаний и действий сотрудников, оценка их психологической и деловой готовности к самостоятельной профессиональной деятельности;

— индивидуальный подход в общении и воспитании сотрудников.

2. Субъективные факторы успешности обучения и профессиональной деятельности — это индивидуальные свойства личности сотрудников:

— мотивационные установки, определяющие отношение людей к профессиональной деятельности, ее целям и результатам;

— уровень предшествующей подготовленности, профессиональный опыт, тренированность в решении определенных задач;

— одаренность, общие и специальные способности;

— психологические свойства личности (тип нервной системы, работоспособность, уравновешенность, эмоциональность и др.);

— характерологические особенности личности (коммуникативность, организованность, ответственность, самоконтроль и др.);

— стрессоустойчивость и саморегуляция;

— отношение к личности инструктора и руководителя, а также к своей рабочей группе.

Система познавательных процессов образует сферу интеллекта и является определяющим компонентом сферы сознания личности.