Установление психологического контакта в коллективе

Компьютеризация, связанная с созданием и использованием ЭВМ (компьютеров) в различных отраслях науки, производства, управления, культуры, здравоохранения, бытового обслуживания и т. д., позволяет создать автоматизированные системы информации по кадрам, своего рода автоматизированные досье, хранящие обширную информацию о большом числе сотрудников и выдающие ее по первому требованию с высокой скоростью. Такие кадровые информационные системы в своих банках данных могут сохранять биографические сведения, данные об образовании, специальной подготовке, характеристики, оценки прежней работы, индивидуально-психологических особенностей личности, рекомендации и т. п., которые могут использоваться руководителем не только при организации проведения деловой беседы с подчиненным, но и при новых назначениях, перемещениях, увольнениях. С помощью специальных программ ЭВМ можно рекомендовать назначения, выдавать деловые характеристики, прогнозировать последствия различных кадровых решений. Ввод в компьютерную информационную систему сведений о кадрах и должностях, а также автоматизированная их обработка потребовали стандартизации отчетности, унификации документов, наименований должностей, а также упорядочения всей организационной структуры.

Современный руководитель в процессе делового общения часто пользуется разноооразными техническими средствами: локальными телевизионными системами (в том числе системами наблюдения), позволяющими проводить телебеседы, телесовещания, пользоваться электронной почтой, локальной компьютерной сетью и т. д. Это позволяет ему проводить быструю проверку деятельности сотрудников на рабочих местах, а также проверку информации, получаемой от подчиненного в процессе беседы. В этих целях практикуется просмотр рабочих файлов, причем проверяется выполнение указаний, приказов, планов работы и т. д. Все это, разумеется, не исключает общих принципов организации делового общения, беседы.