Установление психологического контакта в коллективе

Прямой подход означает прямой (директивный) переход к делу без особого вступления, быстрый переход от общих вопросов к частным, к основной теме беседы. Этот прием рационален, «холоден» и довольно часто наблюдается в общении начальника с подчиненными.

К беседе нужно готовиться с учетом особенностей будущего собеседника, а также не упускать из виду не только ее непосредственный повод, но и более общие долговременные цели установления контактов: создание в коллективе хороших отношений, повышение удовлетворенности людей работой и своей ролью в ней, обеспечение сотрудничества между людьми и взаимопонимания, содействие их индивидуальному развитию в направлении повышения интереса к работе и осознания ее важности для других и для общества в целом.

Американские психологи предлагают следующие девять правил организации деловой беседы:

1. Поставьте перед собой конкретные задачи.

2. Заранее составьте план беседы.

3. Выберите время, необходимое для достижения своей цели.

4. Выберите место и время проведения бесед с учетом их влияния на результаты.

5. Прежде чем начать беседу, создайте атмосферу взаимного доверия.

6. От начала и до конца беседы придерживайтесь основного направления, ведущего к намеченной цели.

7. Будьте на высоте положения.

8. Зафиксируйте полученную информацию в пригодной для дальнейшего"использования форме.

9. Прекращайте беседу после достижения намеченной цели.

В этих рекомендациях просматривается откровенный прагматический подход к организации бесед, но это не мешает пользоваться ими как инструментом. В знаменитом «Курсе для высшего управленческого персонала», на котором выросло не одно поколение американских менеджеров, методам организации и ведения деловых бесед уделено значительное внимание. Некоторые теоретики менеджмента даже считают, что беседы с людьми играют ведущую роль в успехе начальника.

Для эффективного хода беседы руководителю необходимо также помнить о гибкости его поведения, тактичности, сдержанности. Без этого трудно рассчитывать на успех. Общительность, контактность руководителя характеризуется внимательным отношением к собеседнику, способностью следить за его словами, мимикой, жестами и т. п., умением предугадывать его чувства, мысли. Если подчиненный нервничает, проявляет застенчивость, то следует помнить, что непринужденность поведения руководителя действует успокаивающе.